Кикбоксёр / Kickboxer (1989)
Другие названия: «Кик-боксёр» / «Кикбоксер» / «Боксёр» (видео: варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 97 минут.
Режиссёры Марк ДиСалле, Дэвид Уорт.
Автор сценария Гленн Э. Брюс по сюжету Марка ДиСалле и Жана-Клода Ван Дамма.
Композитор Пол Херцог.
Оператор Джон Крэнхаус.
Жанр: фильм действия, спортивный фильм, триллер
Краткое содержание
Эрик Слоун (Деннис Алексио), завоевав титул чемпиона мира по кикбоксингу, прибывает в Таиланд, чтобы померяться силами с Тонгом По (Мишель Кисси, в титрах как Tong Po) — лучшим местным специалистом по тайскому боксу (муай-тай). Курт (Жан-Клод Ван Дамм), случайно увидевший соперника накануне боя, пытается отговорить старшего брата от участия в состязании, но тщетно… Эрик попадает в больницу, оставшись на всю жизнь парализованным. Курт решает отомстить.
Также в ролях: Деннис Чан (Сян Чоу), Хаскелл В. Андерсон III (Уинстон Тейлор), Рошель Ашана (Майли), Ка Тинг Ли (Фредди Ли), Ричард Фу (Тао Лю), Рики Лю (здоровый таец), в эпизодах Марк ДиСалле (репортёр), Дэвид Уорт (человек, объявляющий о поединке).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.12.2020
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вообще-то Мишель Кисси (уроженец Марокко, с двухлетнего возраста жил и воспитывался в Бельгии) с юности находился в товарищеских отношениях с Жаном-Клодом Ван Даммом: приятелей объединяли увлечение боевыми искусствами и любовь к боевикам. Собственно, они направились покорять Голливуд вместе – и даже вроде как на пару общались с Менахемом Голаном, договорившись об участии в съёмках трёх фильмов. Но карьера Жана-Клода развивалась бурно, Мишелю же (на самом деле Мохаммеду) повезло гораздо меньше. Так, в «Кровавом спорте» /1988/ он ограничился эпизодической ролью – Суана Паредеса, с которым Чонг Ли расправляется без видимых усилий, демонстративно сломав ногу… В «Кикбоксёре» Кисси досталась более выигрышная (по сути, оставшаяся вершиной за всю кинематографическую карьеру) партия, но исполнитель, во-первых, фигурировал в титрах как Тонг По1, а во-вторых, предстал на экране загримированным до неузнаваемости. Обидно, наверное, хотя актёр-спортсмен и в дальнейшем не оставлял надежду прославиться, даже пробовал себя в режиссуре.
Всё-таки удачно найденный харизматичный злодей для фильма действия, как минимум, не менее важен, чем главный герой – воплощение мужества и благородства. Тонг не просто презирает боль, не ведает жалости и сострадания, добивая соперника подлым ударом по спине – нанося травму позвоночника. Он не брезгает откровенными гнусностями, насилуя невинную Майли и не имея ничего против того, чтобы прикованного к инвалидной коляске Эрика (кстати, роль предлагали Чаку Норрису, но тот отказался) взяли в заложники, дабы подстраховаться от ненужного исхода. Всё перечисленное позволило авторам дополнительно подчеркнуть положительные качества Курта, пылающего праведным гневом и готового тренироваться до изнеможения. «Месть – опасный мотив», – резонно замечает мастер Сян Чоу, на что потенциальный ученик отвечает, что это также сильный стимул. Авторы не стесняются и высокого символизма, «сравнивая» упорного бойца с гордо реющей в небе хищной птицей и позволяя американцу приобщиться к мятежному духу местных воинов…
В отличие от упомянутой выше постановки Ньюта Арнольда, основная часть повествования посвящена не предварительным, отборочным состязаниям, а процессу обучения новичка. Впрочем, никто сразу не сомневается, что самым интересным и захватывающим дух станет кульминационная схватка, проводимая по старым правилам, с намотанными на руку верёвками, окунутыми в жидкий клей и затем – в битое стекло. На кону – жизнь претендента! Ван Дамм, дополнительно выступивший соавтором сюжета, хореографом и постановщиком поединков, вновь доказал право быть «звездой»: общемировые кассовые сборы относительно недорогой (обошедшейся в $1,5 млн.) ленты оцениваются в $50 млн., из которых на национальный прокат пришлось $14,7 млн. Нужно ли упоминать, что ничего подобного не произошло с продолжениями, где Жана-Клода не было и в помине?! Тем не менее «культовый» статус картины подвигнул его много позже, уже в XXI веке, отметиться в вольном римейке.
.
__________
1 – Что само по себе является сильным приёмом, хотя в данном случае – ввело в публику в заблуждение.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Кокарев Андрей. Жан-Клод Ван Дамм: рвущийся наверх // Мы. – 1992, № 1. – С. 158-160.
Добавить комментарий