Клерки / Clerks (1994)

Клерки / Clerks (1994): постерПолнометражный фильм (награды молодёжной аудитории и приз от Mercedes-Benz на Каннском МКФ).

Другие названия: «Продавцы» (вариант перевода названия), «Продавцы.» / «Clerks.» (вариант написания названия), «кЛеРКи» / «cLeRKs» (название на рекламном плакате), «Продавцы X: издание к десятилетнему юбилею» / «Clerks X: Tenth Anniversary Edition» (название на DVD), «Неудобство» / «Inconvenience», «Грубые продавцы» / «Rude Clarks» (рабочие названия).

США.

Продолжительность 92 минуты.

Режиссёр Кевин Смит (награда фестиваля «Сандэнс»).

Автор сценария Кевин Смит.

Оператор Дэвид Клейн.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Когда утром зазвонил телефон, сонный Данте Хикс (Брайан О’Хэллоран) кубарем выкатился из стенного шкафа. Начинался новый день… Работая с закадычным приятелем Рэндаллом (Джефф Андерсон) в соседних магазинчиках, они обслуживают клиентов, среди которых попадаются весьма странные личности. Но друзья не привыкли ни с кем церемониться. Данте осталось лишь разобраться с подругами: одна изменила ему восемь с половиной (включая Алиссию Джонс) раз, у другой Хикс был… тридцать восьмым. Горячий выдался денёк… Покупатели — один хуже другого! А вдобавок неподалёку ошиваются колоритные бездельники Джей (Джейсон Мьюз) и Молчаливый Боб (Кевин Смит).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.09.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Клерки / Clerks (1994): кадр из фильма
Будни продавцов

Полновесный дебют1 двадцатичетырёхлетнего Кевина Смита, выступившего режиссёром, сценаристом, актёром, одним из монтажёров и продюсеров, можно посчитать сенсацией уже на том основании, что съёмки обошлись в мизерную сумму – $27,6 тыс. И притом фильм, даже с учётом расходов на рекламу, увеличивших бюджет до $0,23 млн., снискал неплохой успех у зрителей, только в североамериканском прокате собрав $3,15 млн. Более того, именно скромные, снятые оператором Дэвидом Клейном на чёрно-белую шестнадцатимиллиметровую плёнку, всего в нескольких декорациях «Клерки» воспринимаются подлинным манифестом как раз оформившегося «поколения Икс» – в пику мелодраме «Реальность кусается» /1994/ Бена Стиллера, хотя и выпущенной на экраны полугодием раньше!

Клерки / Clerks (1994): кадр из фильма
Есть о чём пофилософствовать

Смит, неслучайно выразивший в титрах особую благодарность Хэлу Хартли, Джиму Джармушу, Спайку Ли, Ричарду Линклейтеру и совладельцу Miramax Pictures Харви Вайнштейну, фактически, а не номинально выступил продолжателем славных традиций американского независимого кинематографа, насмешливо и спонтанно фиксируя окружающую реальность, позволив актёрам предельно раскованно существовать в кадре. А участие на киносмотре «Сандэнс» и на МКФ в Канне вызывает ассоциацию с творческой судьбой Квентина Тарантино. Данте Хикс, типичный «слакер» (слово, вынесенное в заголовок линклейтеровской картины, к тому моменту уже стало нарицательным), изнывает на неинтересной работе – продавцом в маленьком продуктовом магазине на задворках Нью-Джерси. А по существу, только и занят, что бесконечным выяснением отношений с нынешней девушкой Вероникой, ничегонеделанием на пару с Рэнделом Грейвзом, приятелем из расположенной по соседству второсортной видеотеки, и самокопанием на предмет упущенных жизненных возможностей да чувств, оставшихся к прежней избраннице – Кейтлин Бри. Отдельные «нерядовые» эпизоды – вроде посещения торгового агента, затеявшего агитацию против сигарет в пользу антиникотиновых жевательных резинок, или игры в хоккей на роликовых коньках прямо на крыше здания – в итоге лишь усиливают ощущение серой будничности повествования.

Клерки / Clerks (1994): кадр из фильма
Явление Джея и Молчаливого Боба

Однако очень тонко высвеченная парадоксальность ситуации заключается в том, что у Данте (никак намёк на гения раннего Возрождения?) действительно наличествуют задатки молодого интеллектуала, раскрывающиеся хотя бы в диспутах о «Звёздных войнах» /1977/ Джорджа Лукаса, самоанализе и ехидном описании среднестатистических покупателей, подчас демонстрирующих верх тупости. Только вот суждено ль им раскрыться, если даже вполне романтическая встреча с Кейтлин приводит к очень мрачному, трагифарсовому, с душком некрофилии исходу?! Нельзя сказать, чтобы авторы относились к своим горе-продавцам с особой симпатией – но в сентенции под занавес, произнесённой, словно в финале басни, Молчаливым Бобом2, всё же звучит надежда на то, что «эксеры» возьмутся за ум, как минимум, в тех узких и малоперспективных бытийных рамках, которыми ограничили себя сами.

.

__________
1 – Ранее была едкая документальная короткометражка, снятая в Канаде вместе со Скоттом Мосье, на сей раз, в частности, исполнившим сразу три роли.
2 – Сыгранный самим Смитом, он наряду с мьюзовским словоохотливым лоботрясом Джеем будет кочевать у постановщика из фильма в фильм.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+