Кровавый залив / Reazione a catena (1971)

Кровавый залив / Reazione a catena (1971): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Цепная реакция» / «Chain Reaction» (вариант перевода названия), «Экология преступления» / «Ecologia del delitto» / «Ecology of a Crime», «Кровавый залив» / «A Bay of Blood» (международное англоязычное название), «Так мы учимся творить зло» / «E così imparano a fare i cattivi» (рабочее название), «Резня» / «Carnage», «Предшествующее» / «The Antecedent» (США), «Последний дом слева, часть II» / «The Last House on the Left, Part II» (США: название при повторном выпуске), «Конвульсия нерва смерти» / «Twitch of the Death Nerve» (США: альтернативное название), «Кровавая баня» / «Blood Bath» / «Bloodbath» (Великобритания: англоязычное название), «Кровавая баня смерти» / «Bloodbath Bay of Death» (название на видео).

Италия.

Продолжительность 84 минуты (сокращённая версия – 76 минут).

Режиссёр Марио Бава.

Авторы сценария Марио Бава, Филиппо Оттони, Джузеппе Заккарьелло (в титрах как Joseph McLee) по сюжету Франко Барбери и Дардано Саккетти, автор диалогов в англоязычной версии Джин Луотто.

Композитор Стельвио Чиприани.

Оператор Марио Бава.

Жанр: фильм ужасов, детектив, триллер

Краткое содержание
Филиппо Донати (Джованни Нуволетти) душит свою жену, престарелую графиню Федерику (Иза Миранда), прикованную к инвалидному креслу, надеясь убедить полицию, что имело место сведение счётов с жизнью. Однако его самого тоже умерщвляют… Это становится началом череды кровавых убийств всех, кто прямо или косвенно причастен к собственности аристократки — живописному заливу, и просто случайных людей.

Также в ролях: Клодин Оже (Рената), Луиджи Пистилли (Альберт), Клаудио Камасо (Симон), Анна Мария Розати (Лаура), Крис Аврам (Фрэнк), Леопольдо Триесте (Паоло), Лаура Бетти (Анна), Бригитте Скай (Брунхильда), Паола Монтенеро (Дениз), Гвидо Боккаччини (Дьюк), Роберто Бонанни (Роберт).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.08.2017

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Кровавый залив / Reazione a catena (1971): кадр из фильма
Ни о чём не подозревает

Не следует, наверно, удивляться, что этот фильм, значение которого с годами только возросло, получил наивысшее признание из постановок Марио Бавы. По свидетельству очевидцев, режиссёр демонстрировал на съёмках незаурядный энтузиазм, стараясь тем самым компенсировать ограниченность производственного бюджета. А впоследствии – называл именно «Кровавый залив» своим любимым детищем. Так, из сравнительно небольшой (по сути, проходной) сюжетной линии, связанной с приездом компании парней и девушек, надеявшихся весело провести время, искупаться, позагорать, предаться любовным утехам, а вместо этого – зверски порешённых, предприимчивые американцы вывели поджанр с выразительным наименованием «слэшер». Шон Секстон Каннингем с продолжателями1 не стеснялись воспроизводить целые эпизоды! Да и тот факт, что картине (при очередном выпуске на экраны США) присвоили заголовок «Последний дом слева, часть II», притом что полнометражный дебют Уэса Крэйвена появится на свет годом позже, красноречив. Обычно происходило наоборот: европейские плагиаторы выдавали собственные поделки за продолжения популярных заокеанских хорроров…

Кровавый залив / Reazione a catena (1971): кадр из фильма
Убийство из серии

Впрочем, изложенное выше не должно вводить в заблуждение: Бава остался в рамках итальянской (латинской) традиции – остался принципиально. «Кровавый залив», даже уступая некоторым другим его фильмам ужасов по части, с позволения сказать, утончённости изобразительного решения, радует зрителя несколькими интересными находками. Местами Марио, выступивший и в качестве оператора, проделывает с кинокамерой головокружительные – буквально! – трюки, а изощрённость специальных эффектов Карло Рамбальди, «оформлявшего» смертоубийства (как и положено, одно вычурнее другого), по достоинству оценили на кинофестивале в Авориазе. Всё это позволило авторам, перенасытившим повествование маньяками, нападающими на непрошеных гостей из-за угла и скрывающими лица, разделаться не только с интригой классических детективов, но и с теми крохами логики, которые оставили в неприкосновенности творцы «джалло». Сама концентрация кровавых событий в кадре такова, что уже не требуется их рационального обоснования: с первых же мгновений интуитивно понятно, что в окрестностях злополучного залива воцарились законы вязкого нонсенса. Мало того, режиссёр словно в насмешку над собственной репутацией (восторги отдельных именитых кинематографистов, включая Федерико Феллини и Лукино Висконти, не поколебали представления о нём как о ловком ремесленнике) привносит острокритические – да-да! – мотивы. Меркантильные устремления запускают «цепную реакцию» жутких преступлений: такую, крайнюю форму приняла борьба за собственность и деньги. Неужели синьор Бава записался на старости лет в марксисты, причём в радикальном левацком варианте?.. Точки над «i» расставляет парадоксальная, откровенно хулиганская развязка, посвящённая «невинным» забавам молодых и доводящая до абсурда интеллектуальные искания… приверженцев небезызвестного движения «контестации». Подрастает смена!

.

__________
1 – В данной связи любопытно содержание фальшивой предсмертной записки графини: «13-е февраля. Всё кончено. Я устала. Моя жизнь больше не имеет смысла».

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter