Крылышко или ножка / L’aile ou la cuisse (1976)

Крылышко или ножка / L’aile ou la cuisse (1976): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Дегустатор» / «Крылышко или ножку?» (варианты перевода названия), «Крылышко или ножка» / «The Wing or Thigh», «Крылышко или ножка?» / «The Wing or Thigh?» (международные англоязычные названия).

Франция.

Продолжительность 104 минуты.

Режиссёр Клод Зиди.

Автор сценария и диалогов Клод Зиди при участии Мишеля Фабра.

Композитор Владимир Косма.

Оператор Клод Ренуар.

Жанр: комедия, семейный фильм

Краткое содержание
Шарль Дюшмен (Луи де Фюнес), директор издательства, выпускающего знаменитый путеводитель по ресторанам, кафе, закусочным страны, готовится к чествованию во Французской академии. После этого он надеется передать дела сыну Жерару (Колюш) и уйти на покой, не догадываясь, что тот мечтает о карьере клоуна, втайне выступая на арене цирка-шапито для бедных. До авторитетного дегустатора доходят сведения, что магнат Жак Трикатель (Жюльен Гийомар) массово скупает предприятия общественного питания, качество блюд в которых стремительно падает. Месье Дюшмен бросает вызов оппоненту, согласившись вступить с ним в дебаты в скандальной передаче на телевидении.

Также в ролях: Энн Захариас (Маргарита, секретарша на замену), Клод Жансак (Маргарита, секретарша), Жорж Шамара (старший академик), Жан Мартен (доктор), Фернан Гюйо (Дубрёйль), Жерар Букарон (Фисель), Антуан Марен (сотрудник Дюшмена), Раймон Бюссьер (Анри, шофёр), Филипп Бувер (Филипп Бувер), Марсель Далио (портной Дюшмена), Витторио Каприоли (Витторио), Жан Амаду (рассказчик-повествователь, без указания в титрах), в эпизодах (без указания в титрах) Мари-Анн Шазель (подруга Жерара), Франсуа Гийом (репортёр), Жерар Ланвен (артист цирка).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.02.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Крылышко или ножка / L’aile ou la cuisse (1976): кадр из фильма
В цирке весело!

«Это верно, я почти умер», – с грустью признался Луи де Фюнес в первом интервью1, которое дал после того, как пришёл в себя после двойного инфаркта, случившегося в 1975-м году на съёмках комедии Жерара Ури (так и не завершённой) под названием «Крокодил». Впрочем, тут же добавил: «Но после этого почувствовал себя гораздо лучше и счастливее, чем прежде». Естественно, публика с нетерпением (второе место – после жутких «Челюстей» /1975/ – по итогам сезона с результатом свыше 5,8 млн. зрителей) ждала выхода на экраны его новой картины. Ажиотаж подогревало и решение легендарного комика сыграть в тандеме с дарованием помладше, причём кандидатура Колюша возникла лишь после вынужденного (из-за занятости на другом проекте) отказа Пьера Ришара. Готов ответственно засвидетельствовать: эстафета поколений состоялась.

Крылышко или ножка / L’aile ou la cuisse (1976): кадр из фильма
Пытается обучить сына

Жерар, конечно, испытывает психологическое давление со стороны строгого родителя, мечтающего о наследнике-преемнике и не подозревающего, что отпрыск средствами, выделяемыми на посещение ресторанов, финансирует представления (ведь цирк-то – для детей малоимущих сограждан!). Правда, в конце концов секрет раскрывается, пусть и в обстоятельствах, не слишком приятных для строгого папы, выставленного посмешищем, зато юноша наконец-то проявляет мужские качества. Всё это выглядело, признаем, символично – и в известном смысле выражало надежду (как показала практика, оправдавшуюся) на то, что славная традиция не прервётся. Старина Луи, невзирая на недовольство месье Дюшмена «примитивными» клоунскими номерами, старается вовсю: меняет обличия (в частности, переодевается в почтенную даму), суетится, возмущается… Контраст его игры и манеры существования на экране урождённого Мишеля Жерара (так!) Жозефа Колюччи, доведшего до совершенства имидж закомплексованного неискушённого интеллигента в очках, получился действительно превосходным. За одно это мы были бы искренне признательны Клоду Зиди, но как раз в данном случае маэстро не ограничился сугубо развлекательными задачами.

Крылышко или ножка / L’aile ou la cuisse (1976): кадр из фильма
Наследственность приносит плоды

По мере развития экранных перипетий, с вовлечением зловещей фигуры Жака Трикателя (прототипом послужил делец Жак Борель, создавший империю дешёвых забегаловок), становится понятно, что «Крылышко или ножка» – ещё и полновесная сатира. Одно дело – незлобиво подтрунивать над владельцами ресторанов, лебезящими перед дегустаторами в ущерб прочим клиентам. И совсем другое – обрушиться с критикой на капиталистический подход, предполагающий использование достижений индустриализма не просто для расфасовки товаров, но и для… поточного производства пищевых полуфабрикатов. Для производства из промышленных отходов! Что и говорить, удручающее зрелище… Понятно, что это гипербола, но тенденцию-то авторы угадали, к сожалению, верно. Причём остроумные финальные кадры (Шарль обнаруживает в блюде, поданном на торжественном обеде во Французской академии, собственные часы, выпавшие, когда он был на заводе оппонента) доказывают: от негативных явлений не застрахована и элита.

.

__________
1 – Так говорит комик // Ровесник. – 1977, № 2. – С. 22.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Так говорит комик // Ровесник. – 1977, № 2. – С. 22.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+