Лучше не бывает / As Good as It Gets (1997)

Лучше не бывает / As Good as It Gets (1997): постерПолнометражный фильм (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Лучше некуда» (вариант перевода названия), «Старые друзья» / «Old Friends» (рабочее название).

США.

Продолжительность 139 минут.

Режиссёр Джеймс Л. Брукс (номинация на «Золотой глобус»).

Авторы сценария Марк Эндрус и Джеймс Л. Брукс по сюжету Марк Эндруса (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Композитор Ханс Циммер (номинация на «Оскар»).

Оператор Джон Бэйли.

Также на премию «Оскар» номинировался Ричард Маркс (монтаж).

Жанр: комедия, драма, мелодрама

Краткое содержание
Мелвин Юдэлл (Джек Николсон, премии «Оскар» и «Золотой глобус») добился успеха на писательском поприще, несмотря на то, что страдает обсессивно-компульсивным расстройством и является жутким мизантропом. Его относительно стабильное существование в роскошной нью-йоркской квартире нарушается из-за того, что приходится присматривать за Верделлом (собаки Джилл, Таймер, Билли) — малой бельгийской собакой ненавистного соседа-художника Саймона Бишопа (Грег Киннир, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), жестоко избитого домушниками. Но совсем нестерпимо Мелвину становится, когда на работу не выходит Кэрол Коннелли (Хелен Хант, премия «Оскар» и «Золотой глобус») — официантка из кафе, где беллетрист привык обедать…

Также в ролях: Кьюба Гудинг-мл. (Фрэнк Сакс), Скит Ульрих (Винсент Лопиано), Ширли Найт (Беверли Коннелли), Ярдли Смит (Джеки Симпсон), Люпе Онтиверос (Нора Мэннинг), Джесси Джеймс (Спенсер Коннелли), Гарольд Рамис (доктор Беттес), Шейн Блэк (официант), Брайан Дойл-Мюррей (разнорабочий), Лоуренс Кэздан (доктор Грин), Тодд Солондз (пассажир автобуса).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.11.2023

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Лучше не бывает / As Good as It Gets (1997): кадр из фильма
Мерзкая собачонка

Коммерческое фиаско третьей по счёту постановки «Я согласен на всё» /1994/, к счастью, не подвигнуло Джеймса Л. Брукса поступить аналогично – пойти на что угодно, лишь бы вернуть расположение публики. Он не стал снимать продолжение (явно запоздалое!) своего знаменитого дебюта, получившее заголовок «Вечерняя звезда» /1996/, где персонаж Джека Николсона лишь ненадолго возникает на экране, зато заинтересовал легендарного актёра ролью иного толка. Опасения, обуревавшие кумира в связи с тем, что Мелвин Юделл является личностью совсем уж неприятной, были обоснованы. О чём говорить, если первое, что мы видим, – это попытку избавиться от собачонки соседа, сбросив несчастное создание в… мусоропровод. Словесные оскорбления знакомых и незнакомых людей, бестактные шутки, презрение во взгляде для него давно стали нормой, однако стоит кому-то (например, Фрэнку Саксу) пригрозить ответными мерами, как мужчина пугается до чёртиков. И даже тот факт, что Мелвин, отгородившись от опасной, грязной, шумной нью-йоркской реальности в уютной квартире, сочиняет книги о любви, высокой и незапятнанной, не прибавляют симпатий, наводя на мысль о неискренности… Подозрения, кстати, оправдываются позже, когда в ответ на вопрос восторженной поклонницы о женских образах Юделл цитирует язвительное высказывание Джона Апдайка.

Лучше не бывает / As Good as It Gets (1997): кадр из фильма
Непредвиденное путешествие

Казалось бы, с таким «подарочком» авторам будет трудно завоевать благосклонность аудитории. А поди ж ты! И дело не только в харизме Николсона, добивающегося редкостной убедительности там, где любой другой артист рискует нарваться на упрёки в избыточном «хлопотании лицом». Марк Эндрус, придумавший сюжет и написавший сценарий на пару с режиссёром, подбрасывает беллетристу такие испытания, что тут уж хочешь не хочешь придётся внутренне меняться. Мелвин, правда, умудряется и добрые-то поступки совершать так, что это невольно настораживает. Кэрол поначалу даже думает, что тот рассчитывает (в благодарность за оплату услуг доктора, помогшего её хворому сыну Спенсеру) на интимную близость, а у Саймона депрессия лишь усугубляется от осознания того, что Верделл успел привязаться к человеку, присматривавшему за пёсиком, пока хозяин лежал в больнице. Юделл упорно не желает признаваться себе, что нуждается в Коннелли не просто как в официантке, способной терпеть выходки несносного клиента, или в попутчице, готовой скрасить поездку к родителям Бишопа, на которую согласился на свою голову… Хелен Хант, долго и упорно взбиравшаяся на вершину Олимпа славы (уверявшая, что трудилась с девяти лет без передышки), в свете триумфа картины1 разрешила себе два года почивать на лаврах. Оно и понятно: её героине было не так-то просто принять ухаживания одиозного типа, пусть прилагающего колоссальные усилия к тому, чтобы исправиться. Бруксу действительно удалось показать (естественно, не без помощи актёров) эволюцию человека, переламывающего себя, избавляющегося от душевных недугов, меняющего характер, а в широком смысле – открывающегося внешнему миру. И всё – благодаря встрече с той самой (предназначенной судьбой, как сказали бы фаталисты) женщиной. Воистину лучше не бывает! В фильме хватает шероховатостей и огрехов, с годами ставших, пожалуй, ещё заметнее, но в целом кинематографистам удаётся добиться желаемого – заставить расчувствоваться зрителей и особенно зрительниц.

.

__________
1 – По кассовым сборам ($314,2 млн.) лента вплотную приблизилась к «Самолёту президента» /1997/, притом что обошлась в производстве заметно дешевле – в $50 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+