Малыш / The Kid (1921)

Малыш / The Kid (1921): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Ребёнок» / «Мальчик» / «Паренёк» (вариант перевода названия), «Беспризорник» / «The Waif» (рабочее название).

США.

Продолжительность 68 минут (версия 1971-го года – 50 минут; версия на DVD – 51 минута, версия при повторных выпусках – 53 минуты).

Режиссёр Чарльз Чаплин.

Автор сценария Чарльз Чаплин.

Композитор Чарльз Чаплин (1971).

Оператор Роланд Тотеро (без указания в титрах).

Жанр: комедия, драма, семейный фильм

Краткое содержание
Бродяга (Чарльз Чаплин) обнаруживает на улице младенца, несчастная мать (Эдна Пёрвиэнс) которого, избавляясь от новорожденного сына, надеялась, что о ребёнке позаботятся состоятельные люди. Волей-неволей бедняку приходится взвалить на свои плечи заботы о малыше. Когда чуть подрастёт, мальчик (Джеки Куган) станет замечательным помощником тому, кто заменил ему отца.

Также в ролях: Карл Миллер (мужчина), в эпизодах (без указания в титрах) Том Уилсон (полицейский), Генри Бергман (владелец ночлежки / профессор Гвидо), Чарльз Рейзнер (хулиган), Рэймонд Ли (младший брат хулигана), Лита Грей (ангелочек), Фрэнк Кампо (чиновник сиротского приюта), Ф. Блинн (помощник чиновника сиротского приюта), Джек Куган-ст. (карманник в ночлежке / гость / дьявол), Эстер Ралстон (участница райского сборища), Мэй Уайт (горничная Эдны), Эдвард Биби (водитель).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.01.2021

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Малыш / The Kid (1921): кадр из фильма
Почти на крючке

В работе над первой полнометражной постановкой перфекционизм Чарльза Спенсера Чаплина проявился с особой силой. Дело не только в огромных расходах (производственный бюджет оценивается в $250 тыс.), на которые режиссёр пошёл, взяв кредит в банке. Вкупе с контрактом, заключённым с дистрибьютором First National Pictures, это позволило презреть компромиссы и не слишком думать о затраченном времени в процессе съёмок и монтажа, причём из сырого материала (порядка 170 тысяч метров плёнки) в итоговую версию попала лишь незначительная часть – менее 2%. Особое место заняло взаимодействие с юным дарованием Джеки, замеченным в каком-то водевиле и нанятым вместе с его отцом – Джеком Куганом-ст. (исполнил эпизодические роли). По воспоминаниям очевидцев, Чарли старался уделять начинающему артисту максимум внимания (водил в парк аттракционов, катал на пони и т.д.), проникнувшись настоящими отцовскими чувствами. И когда в 1972-м году на вручении престарелому мэтру почётной награды Американской академии кинематографических искусств и наук состоялась их последняя встреча, это вызвало слёзы умиления у миллионов людей… Мало того, публике несказанно повезло, что создателю ленты удалось спасти негатив от притязаний первой жены Милдред Харрис, требовавшей конфискации незавершённого шедевра в свою пользу. История о том, как Чаплин скрывался от судебных приставов, запершись в номере отеля в городе Солт-Лейк-Сити, достойна детектива. И можно только порадоваться за творца, сумевшего добиться от дельцов выгодных (гораздо выгоднее, чем те предлагали) условий. Фильм пользовался колоссальным зрительским спросом1, уступив в сезоне только феноменально популярным «Четырём всадникам Апокалипсиса» /1921/ с Рудольфом Валентино.

Малыш / The Kid (1921): кадр из фильма
Как жить дальше?..

Трудно не согласиться с утверждениями в том духе, что «Малыш» стал наиболее личным, отчасти автобиографическим кинопроизведением постановщика, привнёсшего в повествование многое из того, что пережил и чему стал очевидцем в собственном невесёлом детстве, проведённом в Лондоне. Эпизод, когда бедный стекольщик, догнав автомобиль, в котором мальчика насильно увозят в сиротский приют, плачет навзрыд от радости, не в силах сдержать нахлынувших эмоций, невыразимо трогателен – обязательно растрогает и самого чёрствого индивида. Нас не обманули, пообещав во вступительных титрах зрелище, способное вызвать не только улыбку, но и слезу… С того момента, как беспечно прогуливавшийся Бродяга (впрочем, на сей раз – не буквально, поскольку у бедняка есть какое-никакое жилище и профессия) пытался избавиться от новорождённого младенца, прошла целая вечность. И дело далеко не только в том, что сорванец научился здорово помогать ему, стекольщику, в зарабатывании денег, ловко разбивая камнями окна и витрины магазинчиков. Проявляя искреннюю заботу о ребёнке, мужчина незаметно для себя и окружающих вырос как личность, превратился в отважного человека, не пасующего перед опасностью, даже если приходится вступить в драку с громилой, пришедшим поддержать собственного сына-забияку.

Малыш / The Kid (1921): кадр из фильма
Настоящая отцовская любовь

Лёгкая, как бы даже развлекательная форма не мешает Чарльзу Чаплину обрушиться с острой критикой на «передовое» капиталистическое социальное устройство – продолжить линию, начатую в ранних короткометражках и достигшую вершины, бесспорно, в «Огнях большого города» /1931/. Трудно вообразить себе, сколько горя испытала мать, которая, даже добившись признания на поприще певицы, не в состоянии забыть о потерянном дитяти. И, скажем, эпизод в ночлежке, где герои надеются найти пристанище, исчерпывающе рассказывает о нравах общества (вовсе не исключительно – о нравах «низов»). И блюститель порядка, чинно прогуливающийся по улицам, с подозрением присматриваясь ко всякому, кто выделяется из толпы благообразных граждан, уже мало напоминает нелепых «кистоуновских» полицейских, вечно остававшихся в дураках. Наконец, в своём роде гениальной воспринимается финальная, почти сюрреалистическая (то-то Луис Бунюэль признает в коллеге родственную душу!) сцена, когда Бродяге, прикорнувшему у порога убогой квартиры, снится… рай. К сожалению, и на небесах не обходится без ссор, обманов, мерзостей – без проделок дьявола, всегда находящего лазейку. Тем самым действие обретает ещё и антирелигиозное (шире – направленное против прекраснодушных идеалистических верований) звучание, высмеивая упования на то, что хорошим и добрым сполна воздастся за страдания на том свете. «Малыш», как и многие другие детища великого режиссёра, призывает к борьбе, к неустанной, отчаянной борьбе с несправедливостью, – в противовес буржуазным идеологам, воспевающим жадность и тотальную конкуренцию.

.

__________
1 – По данным историка Жоржа Садуля, кассовые сборы составили $2,5 млн., но также есть цифра (вероятно, учитывающая последующие выпуски на экраны) $5,45 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Что говорят… Что пишут… // Ровесник. – 1982, № 11. – С. 24.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+