Майерлинг / Mayerling (1968)

Царапкина Татьяна. Вечная мужественность // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 30. – С. 136-139.

ОМАР ШАРИФ

Вечная мужественность

Фильмы, вышедшие на экраны в последнее время с участием Омара Шарифа, – «Закон пустыни» Дуче Тессари, рассказывающий о морских пехотинцах, освобождающих заложников, или криминальная драма о любви, измене и коррупции «Воспоминание о ночи» Гари Нельсона – подтверждают, что актер и сегодня остается верен своему творческому кредо, которое звучит, как и название его книги воспоминаний, «Вечная мужественность».

Красавец с бездонным взглядом больших черных глаз, стройной фигурой спортсмена и наездника, Омар Шариф гармонично сочетает в себе гордую восточную загадочность с манерами европейца.

Кипучий темперамент позволяет ему быть на экране то натянутым, как тетива, в эмоционально напряженных, «взрывных» ролях то меланхолически задумчивым в образах романтического плана. Но успех к нынешней знаменитости пришел не сразу.

Он родился в Александрии 10 апреля 1932 года (его настоящее имя – Мишель Шальхуб), участвовал более чем в двадцати отечественных фильмах, занимался режиссурой и даже бизнесом, став владельцем небольшой кинокомпании в Каире. Однако эта деятельность особого признания не получила, и в начале карьеры Омар гораздо больше был известен в своей стране как муж знаменитой актрисы Фатемы Хаммы, с которой впоследствии развелся.

136

Мировую известность Шарифу принес западный экран. И если его первая роль в фильме «Владелица Ливанского замка» (1956) Ришара Потье по роману Пьера Бенуа осталась незамеченной, то уже следующая – образ шейха Али в «Лоуренсе Аравийском» (1962) Дейвида Лина стала несомненным успехом. Получив несколько «Оскаров», картина прошла по экранам многих стран, сделав актеру широкую рекламу. Шариф великолепно выглядел в красочной арабской одежде, был экзотически красив как верхом на горячем скакуне, так и на фоне ковров походного шатра. В своем герое актер подчеркивал не только героизм и отвагу, но и отсутствие ослепленности фанатичным национализмом, что часто случалось с его соотечественниками.

После «Лоуренса» Шариф уехал из Египта и стал сниматься в Голливуде и Евро-

138

пе. Актера охотно приглашали в исторические ленты, где главным образом использовалась его внешность – «Сказочные приключения Марко Поло» (1964) Энтони Манна, «Падение Римской империи» (1965) Дени де Ля Пательера и Ноэля Хауарда, «Чингизхан» (1965) Генри Левина. В «Таинственном острове» (1973) Хуана Антонио Бардема и Анри Кольпи он великолепно сыграл роль капитана Немо.

Если Лин «Лоуренсом Аравийским» открыл Шарифу путь на европейский экран, то следующая совместная работа с ним – роль заглавного героя в «Докторе Живаго» (1965) – сделала его звездой мирового экрана.

Студия МГМ выпустила эту ставшую необыкновенно популярной ленту на 22-х языках. Не вдаваясь в полемику, не утихающую и по сей день, по поводу того, насколько удачно воплощен на экране знаменитый роман Бориса Пастернака, отметим лишь один очевидный факт: отношение критики и широкого зрителя к фильму разошлись. Если киноведы, проявив редкое единодушие, заявили, что «затянувшейся грусти между двумя влюбленными недостаточно» для экранизации столь сложного литературного произведения, то публика, напротив, почувствовала, что именно эта лирика и печаль ей и импонирует больше всего. Между прочим, «русская тема» в творчестве Омара Шарифа не оборвалась. В «Финиковой косточке» (1974) Блейка Эдвардса актер сыграл роль Федора Свердлова, военного атташе российского посольства в Париже. Затем был создан образ князя Ромаданского в телефильме «Петр Великий» (1985) Марвина Чомски. И в следующем году у того же режиссера он выступил в роли царя Николая II в телефильме «Анастасия: тайна Анны». Несмотря на то, что историческая достоверность и художественный уровень этого сериала невысоки, он тем не менее пользовался успехом и на видеоэкране. А наиболее близкой к литературному первоисточнику ролью уже немолодого Шарифа в 80-х стал Степан Трофимович Верховенский в «Бесах», на которую его пригласил польский режиссер Анджей Вайда.

В отечественном прокате долгое время шел знаменитый мюзикл Уильяма Уайлера «Смешная девчонка» (1968), где Омар Шариф великолепно аккомпанировал обаятельной и талантливой восходящей звезде Барбаре Стрейзанд. Благодаря их дуэту и, надо отдать должное, безумной роскоши декораций, эта лента и до сих пор смотрится с интересом. Снимаясь более сорока лет, актер продемонстрировал широкий творческий диапазон. Его приглашали участвовать в детективах, мелодрамах, вестернах, мюзиклах, комедиях, где он играл революционеров. военных, адвокатов, докторов, убийц, нежных любовников, ковбоев и даже королей.

Одна из лучших ролей Шарифа – кронпринц Рудольф в «Майерлинге» (1968) Теренса Янга. Мастер создал яркого, темпераментного героя со сложным характером, в котором переплетаются противоположные черты. Он и светский ловелас, бесшабашно прожигающий жизнь, и одновременно человек трагической судьбы, с невостребованными знаниями и способностями. Несмотря на то, что сюжет строится на развитии трепетной романтической любви принца, исполнителю в гораздо большей степени, чем амурные эпизоды с очаровательной партнершей Катрин Денев, чрезвычайно красиво снятые, удаются те сцены, где он характеризует своего героя как человека государственных интересов.

Хотя «звездные» моменты творческой биографии Шарифа связаны с Голливудом, он никогда не забывал родины, и «восточные» темы всегда оставались ему близки. Наш зритель сравнительно недавно увидел его снова, как и в начале его карьеры, в арабском фильме. Актера пригласил на центральную роль в своем фильме «Египтянин» режиссер Сапах Абу Сейф. Лента демонстрировалась на Московском международном кинофестивале в 1991 году. Возможно, в ближайшем будущем мы с ним встретимся вновь.

Татьяна ЦАРАПКИНА

139

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+