Не ищи смысла / Stop Making Sense (1984)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Перестань рассуждать разумно» / «Прекрати умничать» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 88 минут (версия на видеокассетах – 100 минут).
Режиссёр Джонатан Демме.
Авторы сценария Джонатан Демме, Talking Heads.
Композиторы Дэвид Бирн, Крис Франц, Джерри Харрисон, Тина Уэймут; звучат песни в исполнении Talking Heads.
Оператор Джордан Кроненвет.
Жанр: документальный фильм, музыкальный фильм
Краткое содержание
В ходе гастрольного турне в поддержку своего альбома Speaking in Tongues группа Talking Heads дала несколько концертов — в декабре 1983-го года — на сцене театра Pantages, расположенного в Голливуде. Зрители получили уникальную возможность насладиться творчеством одного из самых ярких коллективов американской новой волны, находившегося тогда в зените славы.
Участвовали: Берни Уоррелл (клавишные), Алекс Уир (гитара и вокал), Стивен Скейлс (ударные), Линн Мэбри (бэк-вокал), Эдна Холт (бэк-вокал), Джерри Харрисон (гитара, клавишные и вокал), Крис Франц (барабаны и вокал), Дэвид Бирн (вокал и гитара)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.01.2019
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Профессиональная карьера Джонатана Демме развивалась… весьма своеобразно. Его, разумеется, не мог удовлетворить статус творца малобюджетных (чаще – с клеймом принадлежности к эксплуататорскому кинематографу) боевиков, триллеров, драм, но и попытки вписаться в голливудский мейнстрим вовсе не были лёгкими, бескомпромиссными. Режиссёр возлагал особые надежды на «Дополнительную смену» /1984/, но съёмки прошли тяжело, в нескончаемых баталиях с актрисой Голди Хоун, и успеха не последовало. Несопоставимый резонанс (правда, не столько коммерческий1, сколько художественный) вызвала следующая постановка, название которой не без глубоких к тому оснований сочли программным. Не ищи смысла, перестань рассуждать разумно, прекрати тратить время на досужие рассуждения, а говоря по-простому – не умничай! Фраза позаимствована из текста хита Girlfriend is Better, исполненного коллективом незадолго до финала (по такому поводу Дэвид Бирн облачился в огромный, не несколько размеров больше костюм, навеянный мотивами японского театра но), однако почти сразу получила широкое распространение, оказавшись воспринятой приверженцами постмодернизма чуть ли не в качество кредо.
В первую очередь благодарность к Демме испытали, конечно же, поклонники знаменитой группы, хотя ранее «звёзд» и запечатлел – на гастролях в Риме – итальянец Чезаре Пьерлеоне («Talking Heads на концерте» /1980/). Джонатан неплохо взаимодействовал с музыкантами, пусть и не согласившимися с некоторыми его дерзкими идеями. Посыл каждой из песен передан замечательно – и не только благодаря декорациям, цветовому оформлению, освещению, всякий раз разным, или даже смене (наряду с хореографией танцев) сценического облика, подбиравшегося под ту или иную композицию. Допустим, для This Must Be the Place (Naive Melody) на подмостки вынесли светящуюся напольную лампу, фоном для Swamp служила кроваво-красная, напоминающая зарево заката задняя стенка, а для Making Flippy Floppy – ещё и гигантские надписи. Интересный подход! Но режиссёру и этого показалось мало. Если не ознакомиться загодя с предысторией, ни за что не догадаешься, что показанное на экране выступление – виртуальное. В том отношении, что запечатлено не конкретное мероприятие – представление было «собрано» на монтажном столе, чего никто, по сути, не заметил… Эстетический эксперимент, достойный Льва Кулешова!
Картина «Не ищи смысла» помимо того, что практически единодушно отнесена к классике специфического жанра, оставляющего кинематографистам всё-таки не слишком много простора для новаций и поисков, видится чрезвычайно важной для понимания творческого наследия Демме. Без соответствующего опыта у него, возможно, не получилось бы выдержать близкий к идеальному внутренний ритм в совсем иных по тематике и настроению кинопроизведениях: от «Замужем за мафией» /1988/ до «Молчания ягнят» /1991/. И Джонатану удалось идеально вписаться в атмосферу «рейганомики», когда культурное пространство оккупировали всевозможные говорящие головы, не вылезающие из телевизионных приёмников. У современного зрителя, в том числе – плохо знакомого с историей заокеанской музыки, предпоследний (из прозвучавших) шлягер, Take Me to the River, тем не менее вызовет бурные эмоции, заставив вспомнить, какие ассоциации провоцировали слова песни у Тони Сопрано. Суровому, но не бесчувственному гангстеру-то пришлось долго докапываться до существа явлений, происходивших в его грешной жизни.
.
__________
1 – Кассовых сборов в размере $4,98 млн. хватило, чтобы компенсировать производственные затраты ($1,2 млн.), но сумму явно не назовёшь «значительной».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий