Клан Сопрано / The Sopranos (1999-2007) (телесериал)

Клан Сопрано / The Sopranos (1999-2007) (телесериал): постер

Телесериал.

Другие названия: «Семья Сопрано» / «Сопрано» (варианты перевода названия), «Сделано в Джерси» / «Made in Jersey» (рабочее название).

США.

Продолжительность серии 55 минут.

Режиссёры Тимоти Ван Паттен (20 эпизодов), Джон Паттерсон (13 эпизодов), Аллен Коултер (12 эпизодов), Алан Тейлор (9 эпизодов), Генри Бронштейн, Джек Бендер, Стив Бушеми (все – по 4 эпизода), Дэн Аттиас (3 эпизода), Дэвид Чейз (2 эпизода), Ник Гомес, Мэттью Пенн, Лоррейн Сенна, Энли Волк, Мартин Брюстл, Ли Тамахори, Джеймс Хейман, Питер Богданович, Майк Фигги, Родриго Гарсиа, Дэнни Лайнер, Дэвид Наттер, Стив Шилл, Фил Абрахам, Теренс Уинтер (все – по 1 эпизоду).

Авторы сценария Дэвид Чейз (создатель, 86 эпизодов), Теренс Уинтер (25 эпизодов), Митчелл Бёрджесс, Робин Грин (по 22 эпизода), Мэттью Вайнер (12 эпизодов), Фрэнк Рензулли (9 эпизодов), Майкл Империоли, Тодд Э. Кесслер (по 5 эпизодов), Дайен Фролов, Эндрю Шнайдер (по 4 эпизода), Джейсон Кэхилл, Лоуренс Коннер (по 3 эпизода), Джо Боссо, Джеймс Мэнос-мл., Марк Сарасени, Сальваторе Стабиле, Тимоти Ван Паттен, Дэвид Флеботт, Мария Лаурино, Ник Сантора, Майкл Калео, Тони Калем (по 1 эпизоду).

Композитор Уилл Эдвардс (6 эпизодов).

Операторы Фил Абрахам (47 эпизодов), Алик Сахаров (38 эпизодов), Уильям Коулман (1 эпизод).

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Тони Сопрано (Джеймс Гандольфини, 86 эпизодов), занимающий одно из ключевых мест в итало-американской организованной преступной группировке, обосновавшейся в штате Нью-Джерси, без видимых причин падает в обморок на семейном пикнике. Пройдя обследование в больнице, исключившее физиологические факторы, он внемлет совету знающего друга и записывается на приём к психотерапевту Дженнифер Мелфи (Лоррейн Бракко, 86 эпизодов), которая обещает сделать всё возможное, чтобы уменьшить в будущем риск такого рода панических атак. Сложность заключается в том, что Тони не вправе честно рассказать доктору, как зарабатывает на жизнь… А параллельно ещё и надо решать текущие проблемы.

Также в ролях: Эди Фалко (Кармела Сопрано), Майкл Империоли (Кристофер Молтисанти), Доминик Кьянезе (Джуниор Сопрано), Стивен Ван Зандт (Сильвио Данте), Тони Сирико (Поли «Волнатс» Гуалтьери), Роберт Айлер (Эй Джей Сопрано), все – 86 эпизодов, Аида Туртурро (Дженис Сопрано, 72 эпизода), Дреа де Маттео (Адриана Ла Серва, 61 эпизод), Стив Скиррипа (Бобби «Бакала» Баккальери, 53 эпизода), Дэн Гримальди (Пэтси Паризи (47 эпизодов), Джозеф Р. Ганнасколи (Вито Спатафоре, 39 эпизодов), Джон Вентимилья (Арти Букко, 37 эпизодов), Шэрон Анджела (Розали Април (37 эпизодов), Фрэнк Винсент (Фил Леотардо (31 эпизод), Нэнси Маршан (Ливия Сопрано, 27 эпизодов), Джо Пантолиано (Ральф Сифаретто, 21 эпизод), Питер Богданович (доктор Эллиот Купферберг), Стив Бушеми (Тони Бландетто), Ричард Портноу (Энтони Мелвойн), Оксана Лада (Ирина), все – по 14 эпизодов, Алла Клюка (Светлана Кириленко), Аннабелла Шиорра (Глория Трилло), все – по 7 эпизодов, Джон Хёрд (детектив Вин Маказян, 5 эпизодов), Роберт Патрик (Дэвид Скатино, 3 эпизода), Дэвид Стрэтэйрн (Роберт Уэглер), Пол Мазурски (Саншайн, 2 эпизода), Жан-Юг Англад (Жан-Филипп Кольбер), Майкл Б. Джордан (парень), Чарльз С. Даттон (офицер Уилмор), Дэвид Чейз (пассажир, без указания в титрах), все – по 1 эпизоду; в качестве самих себя Дэниэл Болдуин, Джонатан ЛаПалья, Джон Фавро, Аннетт Бенинг, Нэнси Синатра, Джанин Гарофало, Бен Кингсли, Лорен Бэколл, Уилмер Вальдеррама, Эрик Маньини, Джули Маньини, Дэвид Ли Рот, Лоуренс Тейлор, Фрэнк Синатра-мл.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.02.2019

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Клан Сопрано / The Sopranos (1999-2007) (телесериал): кадр из фильма
Дети авторитета

Дэвид Чейз, как известно, долго работал на ТВ, благодаря чему прекрасно знал специфику малого экрана. Вместе с тем – подобно большинству коллег по телевизионному цеху – он не мог не ориентироваться на достижения кинематографа. Замысел телесериала прямо восходит к «Крёстному отцу», причём не столько к роману Марио Пьюзо, сколько – именно к блистательной киноверсии, по понятным причинам обожаемой членами клана Сопрано. Фрэнсис Форд Коппола первым (во всяком случае первым среди голливудских мастеров настолько обстоятельно и убедительно) показал, какую роль не просто семейно-родственные связи, а именно патриархальные отношения, унаследованные выходцами из Италии от предков, играют в организации криминального бизнеса. В данном разрезе мало что поменялось. Есть, конечно, исключения из правил (вроде Поли Гуалтьери, убеждённого холостяка), но авторитетный Ти является типичным в том смысле, что искренне считает: успешность не может измеряться исключительно властью и финансами, так как важно обеспечить будущее детям. Отсюда же – весьма парадоксальная ситуация, когда Тони в перерывах между решением «деловых» проблем (убийства, рэкет, подкуп чиновников, подпольные азартные игры, легализация доходов, напряжённые переговоры о разделе подконтрольных территорий и т.п.) и разнузданными вечеринками занимается выяснением отношений с благоверной Кармелой и воспитанием детей, Мэдоу и Эй Джея, с возрастом всё хуже поддающихся родительскому влиянию. Тот же, фамильный аспект оказывается напрямую связан и с эмоциональным (точнее, психосоматическим) расстройством пациента доктора Мелфи, упорно отказывавшегося признать свою плохую наследственность, не говоря уже о влиянии матери. Причём это не становится поводом для зубоскальства (разве что для мрачной иронии), как в комедии «Анализируй это» /1999/, также упоминаемой в диалогах. Наконец, нельзя не отметить переклички со «Славными парнями» /1990/ Мартина Скорсезе, откуда в общем и целом позаимствовано двадцать семь (!) исполнителей, начиная с Лоррейн Бракко, отказавшейся, не желая повторяться, от партии дражайшей половины гангстера в пользу образа интеллигентной и проницательной женщины-психотерапевта.

Клан Сопрано / The Sopranos (1999-2007) (телесериал): кадр из фильма
Решает проблемы

Авторы быстро развенчивают иллюзии у той части зрителей, что привыкла к романтизации «подвигов» бандитов и начинает невольно симпатизировать Сопрано с сообщниками. Персонажи могут производить впечатление идеального семьянина (Тони), неунывающего свойского парня (Поли), заботливого, добродушного отца (Бобби Баккальери), волевой и вместе с тем тонко чувствующей, тянущейся к творчеству личности (Кристофер Молтисанти), романтика (неаполитанец Фьюрио Гиунта) и т.д., но не нужно себя обманывать. На каждом – десятки загубленных человеческих душ, причём многих людей они убили собственноручно, а затем, избавляясь от трупов, расчленили, закопали во дворе, закатали в бетон. И речь далеко не всегда шла о необходимости: подчас хватало ничтожного повода (наглое поведение подружки, реплика возмущённого низкими чаевыми официанта, «нечуткость» товарища по обществу анонимных наркоманов – да мало ли!), чтобы схватиться за пистолет. Дружба дружбой, а… природу скорпиона, ужалившего лягушку (из известной притчи), не одолеть. У главы клана, уж скорее, возникнет сочувствие к животным – например, к выводку уток или к несчастной лошади, цинично умерщвлённой Ральфом Сифаретто. Дополнительным фактором выступает, естественно, постоянная внешняя угроза, исходящая и от правоохранительных органов, и от конкурентов, лишь на время становящихся союзниками, и от пособников, вечно мнящих себя недооценёнными патроном и грезящих о куске пожирнее, но это всё-таки – следствие. Стресс служит в некотором роде небесной карой за избранный образ жизни – за неустанно творимое зло.

Клан Сопрано / The Sopranos (1999-2007) (телесериал): кадр из фильма
Сын взрослеет

Создатель телесериала, Дэвид, очень деликатно назвал экранные события «пародией на капитализм». Но речь идёт, конечно же, ни о какой не о пародии. Именно так и функционирует капитализм, пусть не на самом верхнем уровне (империалистических государств и транснациональных корпораций), а уровнем пониже. Сопрано ежедневно решают типичные для любых буржуа задачи: основывают или, когда целесообразно, присваивают прибыльные предприятия, сражаются за рынки сбыта, терроризируют наёмных работников, выискивают новые, потенциально доходные сферы, будь то утилизация мусора, строительство домов или киноиндустрия. Если б не некоторые сдерживающие механизмы (от собственной жадности и вспыльчивости до деятельности полиции и ФБР, хотя и демонстрирующих плачевно низкую эффективность), они давно бы пополнили ряды экономической и, возможности, политической элиты страны. Само собой разумеется, что организованные преступные группировки суть неотъемлемая часть современного западного общества1. Хуже того, являются теми влиятельными кукловодами, что из-за кулис управляют важными процессами, отчаянно противодействуя прогрессивным веяниям. Причина кроется вовсе не в конкретных лицах, но в самом укладе существующего строя. Кто-то может формально и не принадлежать к теневому миру Тони (допустим, его сестра Дженис, вернувшаяся, распрощавшись с идеалистическими заблуждениями молодости, или школьные и вузовские преподаватели, даже пасторы местной церкви), но важнее, что нет принципиальных различий в базовых ценностных установках. А что же с альтернативой? Альтернативой и не пахнет. В данном отношении символична линия с любовницей Ти Ириной Пельциной – эмигранткой не откуда-нибудь, но из бывшего СССР, тщетно пытающейся (вместе с двоюродной сестрой-калекой Светланой Кириленко2) найти счастье в так называемой стране неограниченных возможностей.

Клан Сопрано / The Sopranos (1999-2007) (телесериал): кадр из фильма
Из окружения

Не могу не отдать должного таланту кинодраматургов, чуть ли не в каждом эпизоде подбрасывающих такие сюжетные повороты, что история клана ни на секунду не становится менее интересной: обстоятельства стремительно и порой непредсказуемо меняются, характеры находятся в постоянном развитии. Правда, к шестому сезону обороты заметно падают – и невольно ловишь себя на мысли, что находишься в предвкушении развязки, гадая, какая же расплата ожидает удачливых (чересчур удачливых!) гангстеров за бесчисленные прегрешения. Кого-то (вроде Крисси или Бобби) чаша сия не минует, а участи престарелого Джуниора – не пожелаешь и врагу. Но что же сам измученный ночными кошмарами босс с женой и повзрослевшими чадами? Чейз поступил мудро, не поставив в финале жирную точку – оборвав повествование на тревожном многоточии. Намёк на то, что Сопрано не ждёт в будущем ничего хорошего, даже если удастся в очередной раз обхитрить смерть (есть основания полагать, что среди посетителей кафе затесался наёмный убийца), предельно ясен. На спокойствие и прощение таким типам рассчитывать не приходится. И на том спасибо!

.

__________
1 – Соответствующее ощущение усиливает появление в качестве самих себя режиссёра Джона Фавро, актёров Бен Кингсли и Лорен Бэколл, певицы Нэнси Синатры…
2 – Очень выразительная роль Аллы Клюки, изобразившей морально сильную, несмотря на физический изъян, волевую, трезво смотрящую на окружающую реальность героиню.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+