Не склонившие головы / The Defiant Ones (1958)

Не склонившие головы / The Defiant Ones (1958): постерПолнометражный фильм (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Дерзкие» / «Гордые» / «Непокорные» (вариант перевода названия), «Скованные одной цепью» (СССР: кинопрокат).

США.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Стэнли Крамер (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Недрик Янг (в титрах как Nathan E. Douglas), Харольд Джейкоб Смит (премия «Оскар»).

Композитор Эрнест Голд.

Оператор Сэм Ливитт (премия «Оскар»).

Также на премию «Оскар» номинировался Фредерик Кнудтсон (монтаж).

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
В процессе транспортировки заключённых тюремный автобус терпит крушение. Авария обходится без жертв, но двое осуждённых, белый Джон Джексон (Тони Кёртис, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») и чернокожий Ноа Каллен (Сидни Пуатье, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), сбегают, воспользовавшись суматохой. Погоню возглавляет шериф Макс Мюллер (Теодор Бикель, номинация на «Оскар»). Удастся ли товарищам, руки которых скованны одной цепью, спастись, поборов взаимную неприязнь?

Также в ролях: Чарльз МакГроу (капитан Фрэнк Гиббонс), Кара Уильямс, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» (мать Билли), Лон Чейни-мл. (Большой Сэм), Кинг Донован (Солли), Кевин Кофлин (Билли), Уит Бисселл (Лу Ганс), Недрик Янг (охранник, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.09.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Не склонившие головы / The Defiant Ones (1958): кадр из фильма
Надо побороть ненависть

Ранние постановки Стэнли Крамера (медицинская драма «Не как чужой» /1955/ и «Гордость и страсть» /1957/) при всём уважении к личности выдающегося кинематографиста не признаешь сильными в художественном отношении, зато первыми шагами в режиссуре он доказал, что намерен придерживаться того пути, на который ступил продюсером. Шанс по-настоящему проявить себя предоставила третья по счёту картина, вновь посвящённая остросоциальной проблематике и вместе с тем – позволившая углубиться в изучение человеческих натур. Вряд ли кинодраматурги Недрик Янг1 и Харольд Джейкоб Смит читали поэму «Братья разбойники» Александра Сергеевича Пушкина (или, скажем, видели какую-то из дореволюционных экранизаций), описавшего схожую попытку побега двух узников: «Бух! Поплыли в водах глубоких. // Цепями общими гремим, // Бьём волны дружными ногами». Мало того, в голливудском фильме драматическая ситуация заострена дополнительно из-за разного цвета кожи Джона и Ноа. Роберт Митчем даже отказался от роли – вопреки слухам, не из нежелания сниматься с чернокожим актёром в тандеме, а потому, что не поверил в саму возможность такого на расистском Юге. «Шутка» начальника пенитенциарного заведения обернулась крушением тюремного автобуса: видимость и без того была ни к чёрту, а водитель ещё отвлёкся на шум потасовки… Но и беглецам хочешь не хочешь пришлось бороться с чувством взаимной неприязни и спешно преодолевать предрассудки.

Не склонившие головы / The Defiant Ones (1958): кадр из фильма
Миг надежды

На протяжении долгого повествования Крамер прекрасно выдерживает такое напряжение, какого и близко не смогли добиться ни в одном из множества ремейков, в том числе вольных. Несмотря на первоначальные опасения, Тони Кёртис блестяще справился с партией, доказав, что навязанный «фабрикой грёз» имидж красавчика и обаятельного ловеласа – не приговор. И всё-таки подлинным прорывом в карьере лента стала для Сидни Пуатье, отныне – неуклонно рвавшегося к вершине Олимпа славы. Помимо стоически перенесённых физических испытаний артисты продемонстрировали блестящее погружение в характеры, редкостную психологическую убедительность; неудивительно, что присуждение премии «Оскар» Дэвиду Нивену (за образ майора Поллока в киноверсии пьесы «За отдельными столиками») многие сочли несправедливостью. Но и мастерство режиссуры – искренне поражает! Вспомним хотя бы фрагмент, когда неудачливых воров хотят вздёрнуть на висилице разъярённые работяги (Джексон невольно «предаёт» товарища по несчастью, лепеча, что-де его, белого, нельзя линчевать), но самосуду не даёт свершиться «Большой» Сэм, являющийся, как позже выяснится, бывшим каторжником. Почти не замечаешь, что с экрана не звучит «авторская» (в смысле – наложенная на изображение, не имеющая источника внутри кадра) музыка, а это требует исключительной искусности удерживать внимание зрителя. Забавно, что в обличии участника погони по имени Ангус, не расстающегося с радиоприёмником, откуда беспрестанно звучат весёлые песенки, отметился Карл Свитцер, получивший известность ребёнком благодаря комедийному циклу «Пострелята» («Наша банда»).

Не склонившие головы / The Defiant Ones (1958): кадр из фильма
Цепь. Скованы

Перипетии криминально-приключенческой картины, бесспорно, вызывают живейший интерес, не ослабевающий вплоть до развязки, когда Фортуна вроде бы выказывает готовность улыбнуться свежеиспечённым друзьям, но… И всё-таки гораздо сильнее поражает глубина и точность метафоры, придуманной авторами, прозрачно намекнувшими, что представители разных рас в Америке (да и на всей Земле!) скованы одной цепью. «Пошли, мужик, ты тянешь меня за цепь», – бросает Каллен тому, кого прежде величал «Joker» (прозвище означает ‘джокер’ и ‘шутник’). Теперь их связывает нечто большее, чем кандалы, – пусть и незримое. Спасение – во взаимовыручке, становящейся особенно важной перед лицом смертельной опасности. В завершении не могу не упомянуть, что фильм Крамера получил высокие оценки и в СССР, а вот отсылка к выдающемуся кинопроизведению (точнее, к советскому прокатному названию – «Скованные одной цепью») в тексте шлягера группы «Nautilus Pompilius», где образ используется для выпада против позднего социализма, представляется, мягко говоря, не слишком честной.

.

__________
1 – Значится в титрах под псевдонимом из-за того, что находился в маккартистском «чёрном списке».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+