Гордость и страсть / The Pride and the Passion (1957)

Гордость и страсть / The Pride and the Passion (1957): постер

Полнометражный фильм.

США.

Продолжительность 122 минуты.

Режиссёры Стэнли Крамер.

Авторы сюжета и сценария Эдна Энхолт, Эдвард Энхолт по роману Сесила Скотта Форестера, в написании сценария также участвовал (без указания в титрах) Эрл Фелтон.

Композитор Джордж Антейл.

Оператор Франц Планер.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Испания, оккупированная наполеоновскими войсками. Энтони Трамбалл (Кэри Грант), капитан военно-морских сил союзного Соединённого королевства Великобритании и Ирландии, прибыл с заданием доставить уникальную по мощности и дальнобойности пушку, оставленную при отступлении. Однако Мигель (Фрэнк Синатра), предводитель местных партизан, сообщает, что согласен отдать ему трофей только в обмен на помощь в штурме захваченного неприятелем города Авила. Трамбаллу приходится согласиться.

Также в ролях: Софи Лорен (Хуана), Теодор Байкел (генерал Жуве), Джон Уэнграф (Сермен), Джэй Новелло (Бэллинджер), Хосе Ньето (Карлос), Карлос Ларраньяга (Хосе), Филипп Ван Зандт (Видаль).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.07.2016

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Гордость и страсть / The Pride and the Passion (1957): кадр из фильма
Пушка, которой нет равных

Вторая самостоятельная постановка Стэнли Крамера наверняка удивит – и удивление вряд ли будет приятным – тех, кто знает и ценит выдающегося кинематографиста по более поздним работам. Закрадывается подозрение, что, познав крупный коммерческий и художественный успех на продюсерском поприще (в первую очередь – благодаря вестерну «Ровно в полдень» /1952/ и судебной драме «Бунт на «Кейне» /1954/), он загорелся амбициями – и решил поразить воображение публики военно-приключенческим кинопроизведением. Относительно коммерческих итогов кинозрелища данные расходятся. Упоминаемой в разных источниках прокатной платы (от $3,5 млн. до $4,7 млн. и даже до $5,5 млн.1!) теоретически должно было хватить для покрытия производственных расходов, оцениваемых примерно в $3,7 млн., однако студия отчиталась об убытках в $2,5 млн. Но, право, гораздо досаднее, что «Гордость и страсть» – всё-таки не то достижение, которым Стэнли впоследствии гордился. Это, хочется сказать, наименее «крамеровский» из всех его фильмов.

Гордость и страсть / The Pride and the Passion (1957): кадр из фильма
Братья по оружию

Что и говорить, промахи очевидны. А ведь у авторов, в принципе, наличествовало всё для впечатляющего результата. Роман «Пушка» /1933/ не пользовался таким же спросом у читателей, как книги из цикла о Горацио Хорнблоуэре, но тоже представлял собой интересную основу для экранизации (пусть вольной). Необычна сама ситуация: испанским патриотам, пошедшим, не колеблясь, в герильяс, когда враг оккупировал Родину, приходится совершить подвиг – протащить массивное орудие, пробиваясь с боями, преодолевая горы, овраги, речные переправы. И всё для того, чтобы тысячами ринуться под ядра, картечь, пули – но выбить наполеоновские войска из города! Оставим в стороне невольно возникшую двусмысленность ситуации: местные чиновники, разумеется, с готовностью согласовали съёмки и оказывали всяческое содействие – однако разразился скандал, когда Фрэнк Синатра вывесил из окна гостиницы плакат с надписью, оскорбляющей диктатора Франсиско Франко. Принципиально то, что само авторское послание исполнено внутренних противоречий.

Гордость и страсть / The Pride and the Passion (1957): кадр из фильма
Страсть превыше гордости?

С одной стороны Крамер искренне восхищается силой духа и стойкостью рядовых испанцев, следующих велению собственного сердца – ведомых гордостью, необоримым желанием освободить землю от владычества захватчиков. Во всяком случае французскому генералу хватает проницательности понять мотивы людей, атакующих крепость с примитивным самодельным оружием, а то и с голыми руками… Но с другой – не может пересилить себя и, как истинный либерал, не выразить осуждение «варварских» обычаев, с которыми Энтони волей-неволей приходится считаться, даже если это будет означать убийство соперника в ножевой драке. Ещё хуже, что серьёзный, публицистический настрой авторов вступает в противоречие с необходимостью опираться на избитые драматургические клише – вроде непременного «любовного треугольника», который, конечно, не может принести счастья никому из участников, пылающих бурной страстью.

.

__________
1 – Иногда фигурирует и сумма кассовых сборов – $8,75 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Лорен Софи. Секреты обаяния (только для девушек) // Ровесник. – 1989, № 3. – 24-26.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter