Небесный замок Лапута / Tenkû no shiro Rapyuta (1986)

Небесный замок Лапута / Tenkû no shiro Rapyuta (1986): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Летающий замок Лапута» (вариант перевода названия), «Замок в небе» / «Castle in the Sky», «Лапута: Замок в небе» / «Laputa: Castle in the Sky», «Замок в небе» / «Castle in the Sky», «Лапута» / «Laputa», «Небесный замок Лапута» / «Castle in the Sky Laputa» (англоязычные названия).

Япония.

Продолжительность 125 минут.

Режиссёр Хаяо Миядзаки.

Автор сценария Хаяо Миядзаки на основе некоторых мотивов романа Джонатана Свифта (без указания в титрах).

Композитор Дзё Хисаиси.

Оператор Хироката Такахаси.

Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, драма, семейный фильм, кинофантазия, научная фантастика

Краткое содержание
Воздушные пираты под командованием пожилой, но отличающейся крутым нравом женщины, Капитана Доры (озв. Котоэ Хацуи), нападают на дирижабль. Сита (озв. Кэйко Ёкодзава), обладающая Летающим камнем, за которым и охотятся разбойники, успевает выбраться из каюты наружу, но… срывается. К счастью для неё, талисман наделён магической силой — и девочка не разбивается. Незнакомку спасает Пазу (озв. Маюми Танака), юный помощник мастера шахтёрской печи. Удастся ли спастись детям, за которыми гонятся столь могущественные люди?!

Также роли озвучивали: Минори Тэрада (Муска), Фудзио Токита (дядя Пом), Итиро Нагаи (генерал Моуро), Хироси Ито (Ояката), Матико Васио (Оками), Тадзуо Камияма (Салулу).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.09.2021

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Небесный замок Лапута / Tenkû no shiro Rapyuta (1986): кадр из фильма
Замок, который летает

Джон Д. Лэмонд и Майкл Хирш, находясь под впечатлением от растущих успехов австралийской кинопромышленности, вложили достаточно солидные по местным меркам средства (AUD4,2 млн.) в амбициозный проект «Воздушные пираты» /1986/ с намерением чуть ли не превзойти Стивена Спилберга, чей Индиана Джонс действовал преимущественно на земле. Постановка Колина Эгглстона, как известно, не снискала признания – и даже Марк Хартли, разбирая феномен Ozploitation, отозвался о картине без энтузиазма. А вот у основавших летом 1985-го Studio Ghibli Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты, обратившихся к схожей (отчасти) теме, нечто подобное получилось. Конечно, производство «Небесного замка Лапута» обошлось в далеко не рекордную сумму (¥500 млн. – почти в три раза ниже, чем у «Навсикаи из Долины ветров» /1984/), и безоговорочного коммерческого триумфа всё-таки не последовало. Японские зрители в сезоне 1986-го сходили с ума от трогательных (игровых, а не мультипликационных) «Приключений Майло и Отиса» /1986/ и тоже охотно посещали голливудские кинохиты «Назад в будущее» /1985/ и «Рокки 4» /1985/. Кассовые сборы аниме в размере ¥1,16 млрд. сложились, по-видимому, по результатам нескольких лет демонстрации. Другое дело, что доходы от реализации мультфильма на видеокассетах, на дисках в форматах DVD и Blu-ray оказались несопоставимо выше (называется сумма в $100 млн.), да и повторный выпуск на киноэкраны в нескольких странах – в начале нового века – не остался незамеченным. Впрочем, гораздо важнее, что Миядзаки создал произведение, почти не уступающее упомянутой приключенческой кинофантазии по части художественного уровня и зрелищных качеств. Ох, недаром Стивен не скрывал восхищения творчеством коллеги с Востока!

Небесный замок Лапута / Tenkû no shiro Rapyuta (1986): кадр из фильма
Детство станет счастливым

Режиссёр-сценарист преподал блестящий урок глубоко продуманного, захватывающего внимание выстраивания повествования, помимо прочего – преподнося по мере развёртывания экранных перипетий массу сюрпризов. Сильнее всего поражает преображение тех самых воздушных пиратов1, поначалу (особенно в блестящем прологе) предстающих почти исчадиями ада, но постепенно – раскрывающихся по-своему симпатичными личностями. Контраст с представителями армии и спецслужб (соответственно генералом Моуро и не расстающимся с тёмными очками полковником Муской, вынашивающим изощрённый план), призванных защищать интересы государства, прямо-таки разительный… Понимание относительности категорий добра и зла, приверженность которым обнаруживается через те решения, какие принимают люди, совершая значимые поступки, на удивление не противоречит общему гуманистическому пафосу ленты. Всем, кто подобно Пазу нацелен на совершение подвигов ради спасения дамы сердца (попутно мальчик намерен раскрыть великую тайну в память об отце), всенепременно улыбается удача и благоволит судьба. А испытания – лишь закаляют характер и помогают убедиться в правоте отстаиваемых взглядов.

Небесный замок Лапута / Tenkû no shiro Rapyuta (1986): кадр из фильма
Великое открытие

Вполне возможно, что у части аудитории на сеансе возникнет желание обвинить авторов в подверженности эскапистским настроениям – склонности к витанию в облаках, тем более что действие в значительной степени разворачивается высоко над землёй. Если та же Навсикая жила в далёком будущем, когда о погибшей индустриальной цивилизации остались лишь обрывочные данные, то теперь по внешним признакам угадывается первая треть XX века – но явно в условиях иного (параллельного или, как говорят чаще, альтернативного) развития человечества. Муска, демонстрируя колоссальный разрушительный потенциал небесного огня, объясняет, что это и стало причиной разрушения библейских Содома с Гоморрой, а авторами эпоса «Рамаяна» было окрещено «стрелой Индры». Ещё раньше юный герой упоминает о «Путешествиях Гулливера», где якобы изложены совершенно недостоверные сведения об острове Лапута2. И действительно, Хаяо Миядзаки не без определённых к тому оснований приписываются достижения в разработке эстетик стимпанка и дизельпанка. Вместе с тем полёт фантазии на поверку не исключает не просто точек соприкосновения с реальностью, но и обращения к острым, животрепещущим проблемам современности.

Небесный замок Лапута / Tenkû no shiro Rapyuta (1986): кадр из фильма
Свидетельство былого могущества

Имеются в виду даже не частности – вроде того обстоятельства, что источником вдохновения для образов суровых (немногословных и физически крепких) обитателей шахтёрского населённого пункта послужили жители Уэльса, посещённого Миядзаки в разгар забастовки против политики Маргарет Тэтчер. Даже несмотря на отсутствие ярко выраженной сатирической интонации, тень Джонатана Свифта была потревожена не зря. Когда друзья, преодолев чинимые врагами препятствия, попадают на вожделенную Лапуту, они наблюдают грустную картину сплошного тлена и запустения. Единственное, что не позволяет величественному замку окончательно погрузиться в упадок (и, кстати, придаёт смысл существования последнему функционирующему роботу), – живая природа, настойчиво вступающая в свои права даже в таком необычном месте. Это только одержимый жаждой власти Муска, презирающий генерала за узость кругозора и тривиальную жадность, может не понимать закономерность сложившегося положения вещей. Напрасно Ромуска Пало Ур Лапута не желает извлечь урока из опыта собственных предков, однажды пришедших к убеждению, что жизнь в отрыве от матери-земли – невыносима. Фактическая утрата уникальных технологий (не говоря уже о такой «мелочи», как сокровища, лишь ничтожная часть которых досталась хитрым пиратам) и близко не трактуется авторами как трагедия – напротив, образ жалкого осколка небесного замка, взмывающего ввысь, покрывшись корнями деревьев, воспринимается символом восстановления той самой гармонии, какой род людской рискует лишиться, если ещё не лишился.

.

__________
1 – Между прочим, персонажи, похожие лицами на Дору, её супруга-механика и детей, ещё неоднократно возникнут в работах мастера.
2 – Конфуз из-за созвучия имени собственного испанскому слову «la puta» (‘шлюха’) достаточно широко известен, чтобы останавливаться на нём подробно.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+