Оно / It / Ça (2017)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Оно: Глава первая» / «It: Chapter One» (полное название), «Оно: Часть 1 – «Клуб неудачников» / «It: Part 1 – The Losers’ Club» (полное название), «Оно» Стивена Кинга» / «Stephen King’s It» (информационное название).
США, Канада.
Продолжительность 135 минут.
Режиссёр Андрес Мускетти.
Авторы сценария Чейз Палмер, Кэри Фукунага, Гэри Доберман по роману Стивена Кинга.
Композитор Бенджамин Уоллфиш.
Оператор Чон Джон-хун.
Жанр: драма, фильм ужасов, триллер
Краткое содержание
Билл Денбро (Джейден Либерер) не может смириться с мыслью о бесследном исчезновении семилетнего братика Джорджи (Джексон Роберт Скотт), которого в октябре 1988-го отправил одного на улицу — пускать по лужам бумажный кораблик, сделанный собственноручно. Он пытается убедить лучших друзей, Ричи Тозьера (Финн Вулфхард), Эдди Кэспбрэка (Джек Дилан Грейзер) и Стэна Уриса (Уайатт Олефф), помочь найти ребёнка. А тем временем в Дерри всё чаще появляются объявления о пропаже детей. Нет ли тут связи?
Также в ролях: Джереми Рэй Тейлор (Бен Хэнском), София Лиллис (Беверли Марш), Чоузен Джейкобс (Майк Хэнлон), Билл Скарсгард (Пеннивайз), Николас Хэмилтон (Генри Бауэрс), Джейк Сим (Белч Хаггинс), Логан Томпсон (Виктор Крисс), Оуэн Тиг (Патрик Хокстеттер), Стивен Богерт (мистер Марш), Стюарт Хьюз (офицер Бауэрс), Джеффри Пунсетт (Зак Денбро), Пип Дуайер (Шэрон Денбро).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.02.2019
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Упорство кинематографистов оказалось, что и говорить, вознаграждено сторицей. Ради столь впечатляющих кассовых сборов1 имело смысл разрабатывать проект на протяжении долгих семи лет. Стоило скрупулёзно отсекать те элементы (в основном – привнесённые кинодраматургом Кэри Фукунагой, известным пристрастием к натуралистичным деталям), что заведомо не позволили бы зрелищу остаться в рамках рейтинга R, резко сузив тем самым потенциальную аудиторию. И, конечно, детально разрабатывать облик Пеннивайза, а затем – проводить конкурс среди желающих воплотить этот колоритный (колоритнее не найти…) образ. Любопытно, что Тим Карри, в своё время (в процессе подготовки первой, телевизионной экранизации одноимённого романа) перехвативший партию у… музыканта Элиса Купера, получил лестное предложение исполнить роль ещё раз. Он отказался – и выбор в итоге пал на Билли Скарсгарда, сына Стеллана и брата Александра, который, даже отдавая дань предшественнику, придерживался тоже безудержно эксцентричной, подчас истеричной, но всё-таки иной манеры игры. Какими бы незаурядными ни казались заслуги гримёра, художника по костюмам и творцов специальных эффектов (зубастая челюсть в пол-лица будет пострашнее, чем у спилберговской акулы!), его вклад сложно переоценить. Буквально с момента появления (злобные глаза загораются, точно огоньки, во тьме водосточной канавы, впиваясь в невинного ребёнка) танцующего клоуна, завлекающего детишек несмешными шутками, гримасами и шариками, а позже – пугающего до чёртиков, парализуя волю, не остаётся и тени сомнения в том, кто истинный хозяин в полусонном провинциальном городке Дерри.
Авторы новой киноверсии прославленного (одного из самых известных и, как считается, лучших в творчестве Стивена Кинга) литературного произведения, вышедшего из печати в 1986-м, рисковали ещё больше, чем старшие коллеги. Дело даже не в решении перенести основное действие из 1958-го в 1989-й, насытив повествование характерными приметами того периода: от упоминания поп-группы New Kids On the Block и актрисы Молли Рингуолд, на которую поразительно похожа Бев, до отсылок к фильмам, демонстрируемым в местном кинотеатре. В конце концов Андрес Мускетти имел полное право опираться на персональные экранные впечатления, помимо обыгрывания полотен Амедео Модильяни – проведя параллель между Оно и Фредди Крюгером, схожими методами терроризировавшим тинэйджеров. А обстановка в «одноэтажной Америке», несмотря на шумную борьбу за гражданские права и либерализацию нравов, изменилась в общем-то несущественно… Хуже, что кинодраматурги вынужденно (в расчёте на планируемый сиквел) отказались от сложной композиции, построенной на введении развёрнутых флешбэков, как поступили Лоуренс Д. Коэн и Томми Ли Уоллас. Это, согласимся, заметно обедняет содержание – и требовался незаурядный талант, чтобы компенсировать упущение.
К счастью, режиссёр доказал, что необходимым дарованием обладает. На пару с оператором Чоном Джон-хуном он продемонстрировал блестящее искусство саспенса, которому в Голливуде (да и не только) уделяют должное внимание, увы, реже и реже, отдавая предпочтение смакованию мерзких подробностей. Вслед за писателем Энди (полное имя – Андрес) исследует саму природу страха, имеющего разные измерения, принимающего подчас причудливые формы и чаще всего, естественно, уходящего корнями в детство. Собственно, на том и строится по-своему гениальная стратегия многоликого монстра, что каждой из жертв Оно является в таком обличии, чтобы воззвать к тем травмирующим мыслям и образам, что человек прячет в безднах подсознания. Билл даже выдвигает резонное, хотя и ошибочное, предположение, что Пеннивайз бесплотен – существует исключительно в их воображении… На поверку – не всё так просто! Недооценивать фобии, порождённые отношениями с родителями (как на подбор, людьми не без серьёзных моральных изъянов, что в первую очередь относится к мистеру Маршу) и проделками хулиганов-старшеклассников, сущих садистов, разумеется, нельзя. И не только с этими, «земными» (к слову, воспроизведёнными с присущей Кингу дотошностью, без скидок на условности хоррора) трудностями компании поможет справиться объединение в своеобразный «Клуб неудачников», но и с куда более серьёзным общим врагом позволит справиться только одно – дружба. Та самая дружба, которую надеется разрушить клоун, то пытаясь одолеть подростков порознь, то предлагая выгодную сделку (отдать на растерзание Билла ради спокойствия остальных). Та самая дружба, что предписывает: сам погибай, а товарища выручай. Стивен, росший и воспитывавшийся на идеалах т.н. открытого общества, по-видимому, признаёт в душе губительность поднятого Западом на щит индивидуализма, приближаясь к пониманию той нехитрой истины, что на миру и смерть красна. И точно можно не мечтать выстоять в схватке с сущим дьявольским отродьем в одиночку – лишь над теми, кто объединит усилия в благородном порыве, Оно не властно. Впрочем, специально для всех, кто не удосужился ознакомиться с первоисточником, в заключительные кадры помещён намёк: победа – не окончательная.
.
__________
1 – Общемировые кассовые сборы в двадцать раз превысили производственные затраты в размере $35 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий