Отверженные / Les Misérables (2012)

Генри III, Уильям А. Поэма об отверженных // Ровесник. – 1987, № 11. – С. 24-25.

ПОЭМА ОБ ОТВЕРЖЕННЫХ

Уильям А. Генри III, американский журналист

Мюзикл «Отверженные» поставил рекорд сборов на Бродвее. И вполне заслуженно. Музыкальная версия эпического романа Виктора Гюго – это мелодрама, дышащая гневом и страстью, и ее политический смысл имеет гораздо большее значение, чем лирическая тема. Большинство главных положительных героев пьесы погибают от насилия или горя, в то время как самые безнравственные живут и процветают – зритель не получает утешения в виде привычного счастливого финала, напротив, последняя сцена «извещает грядущие битвы.

И все же зрители уходят с этого эпического мюзикла в приподнятом настроении. Спектакль отличает великолепная постановка, хорошие голоса и высокое мастерство исполнителей. Однако своим успехом он обязан не художественному уровню, а прежде всего эмоциональному подъему. Эта пьесе – не что гораздо большее, чем просто развлекательное представление, это – захватывающее переживание.

Мюзикл «Отверженные» уже давно идет с колоссальным успехом в Лондоне, билеты не восьминедельную пробную постановку в Вашингтоне были распроданы заранее, и вот теперь «Отверженные» – на Бродвее в Нью-Йорке. Причем выручка за билеты превысила 11 миллионов долларов – рекорд в истории американского театра. Уже объявлено, что заявки на гастроли труппы, поставившей «Отверженных», поступили из СССР, Болгарии, Японии, других стран. Праве на постановку принадлежат импресарио Камерону Макинтошу, и он уверен, что «Отверженные» имеют шанс стать самым знаменитым мюзиклом за последние 20–30 лет.

Роман Гюго – о схватке добре и эле, где добро иронически представлено беглым каторжником, а зло – фанатичным полицейским, покорил публику сразу же после его публикации в 1862 году. Первое парижское издание, семь тысяч экземпляров, разошлось за 24 часе. С тех пор история борьбы между добродетельным вором Жаном Вальжаном и жестоким сыщиком Жавером была переложена для театра, роман был экранизирован почти что полтора десятке раз. В сущности, конфликт романа метафизический: Вальжан верит во всепрощение, Жавер – в карающую десницу. Однако это одновременно и панораме жизни угнетенных месс, роман о любви с первого взгляда, которая оказывается под угрозой из-за семейной тайны, это психологическое исследование и одновременно пламенное воззвание. Масштаб романа, его сложность, казалось, исключают перевод его в мюзикл, особенно в подобие рок-оперы, где каждое слово положено на музыку. Успех данной постановки объясняется тем, что она в сжатом виде воспроизводит основное содержание книги и притом остается волнующим и трогательным зрелищем.

Постановке столь насыщена событиями, что зрителям приходится делать усилие, чтобы следить за действием. Вот появляется закованный в цепи Вальжан: он совершает побег из тюрьмы, где он пробыл 19 лет за кражу всего лишь куска хлеба. Получив убежище у епископе, ожесточившийся Вальжан грабит его, чтобы снова быть пойманным полицией; но когда его хозяин дает ложное показание, будто он сам подарил Bальжану награбленное, Вальжан переживает душевное перерождение. Он и юридически становится другим человеком: уничтожает документы, берет себе новое имя и благодаря обстоятельствам приобретает состояние. Он дважды рискует своей свободой и благополучием для спасения других людей. Подружившись с умирающей швеей Фантиной, Вальжан еще раз уходит от Жавера, чтобы посвятить себя воспитанию ребенка Фентины, Козетты.

Быстрый, как пожар, ход действия занимает приблизительно половину первого акта, длящегося около двух часов. Спектакль продолжается в неровном ритме, переходя от житейских эпизодов к общественным событиям,

24

среди которых – обреченное на гибель восстание 1832 года.

Смысл этой намечавшейся революции обозначен лишь в самом общем виде, тек же, как и взгляды, определившие дружбу между уличным оборванцем Гаврошем (его играет Брэйден Дэннер) и романтически настроенным студентом Мариусом (Дэвид Брайан), возлюбленным выросшей Козетты (Джуди Кен). Подобная лаконичность лишь усиливает отзвук, который встречает пьеса: она скорее воздействует на чувства зрителей, чем вызывает идеологические дискуссии.

Движущая сила спектакля – Колм Уилкинсон, исполнитель роли Вальжана. У этого ирландского певца великолепный «роковый» голос, ему удается подчеркнуть огромный моральный авторитет Вальжана и в сценах, показывающих благородство его натуры, и в сценах, демонстрирующих вспышки его неудержимой ярости. В труппе, играющей «Отверженных» на Бродвее, помимо Уилкинсона, участвует лишь одна актриса – Френсис Раффл, – из тех, кто был занят в первоначальной постановке на сцене Лон донского Вест-энда. Но американские актеры ничем не уступают своим лондонским коллегам.

Интересно, что альбом с записями арий мюзикле «Отверженные» появился раньше, чем театральная постановка. Создатели мюзикла – французы, композитор Клод-Мишель Шёнберг и поэт Алэн Бублил, – многим обязаны жанру рок-оперы, например, такой, как «Иисус Христос – суперзвезда». В первоначальном варианте, поставленном в 1980 году в парижском Дворце спорта, мюзикл «Отверженные» длился чуть более половины теперешнего времени и состоял из дюжины «живых картин». Но год спустя импресарио Макинтош услышал пластинку и пришел к выводу, что партитура носит настолько ярко выраженный сценический характер, что решил поставить новый, английский вариант. Так «Отверженные\» стали самым захватывающим событием музыкальной театральной жизни и Лондона и Нью-Йорка.

Перевел с английского Ан. ГРАЧЕВ

25

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+