Последний звёздный боец / The Last Starfighter (1984)
Другое название: «Последний звёздный истребитель» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 101 минута.
Режиссёр Ник Кастл.
Автор сценария Джонатан Р. Бетуэл.
Композитор Крейг Сафан.
Оператор Кинг Бэггот.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика
Краткое содержание
У Алекса Рогана (Лэнс Гест), живущего вместе с матерью Джейн (Барбара Боссон) и младшим братом Луисом (Крис Зеберт) в трейлере, не так много развлечений. И едва ли не главное — разработанная для аркадного автомата игра под названием «Звёздный боец» (Starfighter), в которой необходимо защищать «Рубеж» от Ксура и армады империи Ко-Дан. Однажды Роган устанавливает рекорд. Алекс не мог и предположить, как радикально изменится после этого его жизнь.
Также в ролях: Лэнс Гест (также Бета Алекс), Дан О’Херлихи (Григ), Кэтрин Мэри Стюарт (Мэгги Гордон), Роберт Престон (Центаури), Норман Шоу (Ксур), Кэй Э. Катер (Эндуран), Дэн Мейсон (Лорд Крил), Вернон Вашингтон (Отис), Кэмерон Дай (Энди).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.05.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Режиссёр «Последнего звёздного бойца» на заре творческой карьеры активно сотрудничал с Джоном Карпентером – и даже исполнил в «Хэллоуине» /1978/ роль… Майкла Майерса; правда, сниматься приходилось в маске, полностью скрывающей лицо. По иронии судьбы, Лэнс Гест дебютировал на большом экране в образе Джимми, фельдшера кареты скорой помощи, в продолжении слэшера об инфернальном маньяке, а Дан О’Херлихи – отметился в третьей части. Это является, пожалуй, совпадением, поскольку вторая постановка Ника Кастла не имеет никакого отношения к хоррорам и даже к триллерам, пусть определённый саспенс (тревога за Алекса, ставшего мишенью иноземных наёмных убийц) всё-таки возникает. Фильм, как и многие его последующие работы, адресован юным зрителям. Замысел родился в голове Джонатана Р. Бетуэла1 под впечатлением от зрелища ребёнка, увлечённого видеоигрой. Необычная (по тем временам) сценка «легла» на сюжет фэнтези «Король былого и грядущего» Теренса Хэнбери Уайта, которое он тогда читал, и начинающий кинодраматург задался вопросом: а что, если аркадный автомат окажется современным аналогом легендарного меча в камне? Впрочем, злые языки утверждают, что участь Алекса подозрительно напоминает долю Люка Скайуокера, тоже росшего в межгалактическом захолустье и до поры не ведавшего о предначертанных свыше ратных подвигах…
В том, что Роган попадает в число избранных (устанавливает рекорд и получает высокое звание), наличествует элемент случайности. Центаури, изобретатель уникального теста, позволяющего находить лучших претендентов, простодушно признаётся, что изначально хотел разместить аппарат в шумном Лас-Вегасе, а не в малозаселённой глубинке Соединённых Штатов. Значит, не обошлось без высокого предназначения – и это кажется совсем очевидным после того, как в результате вероломной атаки противника на базу все остальные звёздные бойцы, с огромным трудом собранные с отдалённых небесных тел, погибают, даже не успев сесть за штурвалы верных истребителей… Что и говорить, ответственность на плечи парня ложится колоссальная, и нет ничего удивительного в желании вернуться домой, к мирному существованию (прозябанию?), к семье и любимой девушке Мэгги. Проблема лишь в том, что от агрессии Ксура не спрятаться нигде.
Картина заслужила положительные (вплоть до восторженных!) отзывы за грамотное использование компьютерной графики – на пределе тогдашних вычислительных мощностей. Я бы отметил и яркий грим (в частности, инопланетянина Грига, выполняющего на двухместном боевом корабле Gunstar обязанности штурмана). Но технические новации обладают свойством устаревать, из достоинства масштабных кинополотен превращаясь в недостаток. Радует, что Кастл и Бетуэл не обошли вниманием и другие, сугубо художественные стороны кинопроизведения. Залогом обаяния ленты, заслуженно снискавшей тёплый приём публики, собрав в национальном прокате $28,7 млн. (при бюджете $15 млн.), служит, конечно, сама ситуация, когда типичный американский тинэйджер выступает спасителем Райланской звёздной лиги, не допустив установления жестокой имперской диктатуры. Чуть наивная героика, ненавязчивый, добрый юмор, приключения – всё это позволило весьма точно передать атмосферу времени, а точнее, позитивную (конструктивную) сторону «рейганомики». Но что-то мне подсказывает, что советский юноша справился бы с ответственной задачей, как минимум, не хуже.
.
__________
1 – Между прочим, подготовившего первый набросок сценария, ещё когда трудился простым таксистом.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. В мире звёздных войн // Советский экран. – 1990, № 5. – С. 28-29.
Добавить комментарий