Предчувствие / Predchuvstviye (1992)

Предчувствие / Predchuvstviye (1992): постер

Полнометражный фильм.

Другое название: «И это будет» / «Și va fi» (Румыния), «Предчувствие» / «Foreboding» (международное англоязычное название).

Румыния, Россия.

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Валерий Жереги.

Автор сценария Валерий Жереги.

Композитор Людмила Жереги.

Оператор Виви Дрэган-Василе.

Жанр: драма

Краткое содержание
Разразилась невиданная экологическая катастрофа. Мир опустел. Женщина (Мария Плоае) пытается уцелеть, скрываясь от агрессивных людей, разъезжающих по окрестностям на танке. Её единственная отрада — маленький мальчик (Даниел Ионеску), которого нужно оберегать…

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.01.2019

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Предчувствие / Predchuvstviye (1992): кадр из фильма
Танк как предчувствие беды

Валерий (иногда встречается чуть иное, непривычное нам написание имени – Валериу) Жереги ещё в советское время не только стал одним из ведущих режиссёров киностудии «Молдова-фильм», но и получил опыт осуществления совместных постановок. На излёте «перестройки» он выпустил злободневную и самокритичную (во всяком случае – по замыслу) драму «Диссидент», которая должна была послужить предостережением для чересчур ретивых творцов, не удовлетворённых ни социалистической, ни капиталистической системами кинопроизводства, а подчас и банально забывающих о зрителях. Тем не менее «Предчувствие», увидевшее свет стараниями объединивших усилия румынской и российской кинофирм, вовсе не ориентировано на широкую публику, всё-таки не любящую заумные (поведанные усложнённым киноязыком) притчи. В данном случае ситуацию усугубляло решение режиссёра-сценариста отказаться от общепринятых приёмов повествования, а также – от звучащей с экрана речи. Несколько реплик, брошенных в отчаянии героиней, передают, скорее, её эмоциональное состояние – и больше напоминают нечленораздельные звуки…

Предчувствие / Predchuvstviye (1992): кадр из фильма
Опустошённый пейзаж

В принципе, картину достаточно неплохо встретили на ряде киносмотров разного уровня: от второго фестиваля русского кинематографа в Сан-Рафаэле, где отметили наградой актрису Марию Плоае, до Каннского МКФ1. Любители необычных зрелищ, безусловно, оценят изобразительное решение. В данном отношении особенно интересен пролог с открывающимся взору видом, который мог бы напомнить лунный пейзаж, если б при ближайшем рассмотрении это не оказывалась вязкая жидкая грязь. Сразу бросается в глаза выразительная деталь – несколько обездвиженных тел людей в противогазах. Что произошло? Мир погрузился в экологическую катастрофу? Или же – разразилась Третья мировая война?.. Скорее, последнее, поскольку в пространство, где одиноко гуляет женщина, закутанная в лохмотья, внезапно, с шумом врывается танк. Любопытство дорого обходится героине, а следом боевая машина начинает без видимой причины крушить и давить гусеницами строения – немногочисленные зримые свидетельства того, что здесь ещё недавно была цивилизация…

Предчувствие / Predchuvstviye (1992): кадр из фильма
Взяла судьбу в свои руки

Замысел, вообще говоря, не причислишь к оригинальным. Достаточно вспомнить «Последнюю битву» /1983/, и параллель покажется тем более оправданной, что Люк Бессон тоже счёл устную речь излишней для своего постапокалиптического кинополотна. Однако Жереги, скорее, стремился довести до предела традиции схожих по тематике отечественных фильмов, расплодившихся в «перестройку»: от «Писем мёртвого человека» /1986/ до какой-нибудь «Третьей планеты» /1991/. Его личное художественное предчувствие – о том, что скоро может совсем ничего не остаться («и это будет»). Лишь женщина с неразумным ребёнком (да с прибившейся к ним коровой) олицетворяют собой последнюю надежду… Если спроецировать атмосферу (и в какой-то степени – сюжет) на тяжёлую обстановку в бывшей Молдавской ССР, с распадом единой страны познавшей и разруху, и войну, тревоги художника станут понятны. Однако отдельные находки режиссёра, оператора, исполнителей (взрослой актрисы и юного дарования, ведущего себя перед кинокамерой очень естественно), к сожалению, не компенсируют отсутствия цельности и мало-мальски захватывающего развития экранных перипетий. Получилась «необязательная» зарисовка, всё-таки мало трогающая драмой действующих лиц, характеры которых в полной мере не раскрылись.

.

__________
1 – Правда, лента попала не в основной конкурс, а в программу «Особый взгляд» (наряду с детищами Такэси Китано, Чан Ань Хунга, Аньес Варды и др.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме: 
Парус русского кино в гавани Сан-Рафаэля // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 24. – С. 8, 10-11.
Катков Валерий. «У Жизни со Смертью…» // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 24. – С. 12.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+