Самолёт президента / Air Force One (1997)

Дрэгон Морин. Вольфганг Петерсен: Слишком много цинизма вокруг // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 42-43.

ЛИЦО ЗА КАДРОМ

Вольфганг ПЕТЕРСЕН:

СЛИШКОМ МНОГО ЦИНИЗМА ВОКРУГ

Режиссер, сценарист, продюсер. Родился в Эмдене, Германия, 14 марта 1941 года. Учился в частных школах Гамбурга и Берлина. Окончил Берлинскую кинотелеакадемию.

В 1961 году осуществил первую театральную постановку, в 1973 – режиссерский дебют в кино («Один из нас двоих»). Поставил в ФРГ фильмы «Последствие» (1977), «Подлодка» (1982, номинация на «Оскар»), «Бесконечная история» (1984). Затем перебрался в Голливуд. Продюсер и режиссер политического триллера «На линии огня» с Клинтом Иствудом (1993), «Эпидемии» (1995) с Дастином Хофманом. Имеет сына Дэниэла, режиссера.

– В фильме есть одна загадка – почему американский сотрудник службы безопасности помогает террористам?

– На разных стадиях сценария мы пытались давать какие-то мотивации, и каждый раз это звучало неубедительно, поэтому в конце концов мы решили ничего не объяснять.

– Помогали ли вам военные и секретные службы?

– Да, конечно. Надо же знать миллионы деталей, некоторого рода информацию можно получить только от них, а они в этом смысле абсолютные тираны. Хотят, чтобы все было совершенно, как в жизни, да еще и при всем присутствовать. Им очень нравилось приходить на съемки и говорить: «Харрисон, делай то, делай это».

– А что, правда существует такой отсек, который может отделиться от самолета в случае опасности?

– Когда я прочитал об этом в сценарии, ничуть не удивился. Прикиньте: летит на самолете самый главный человек в мире, и вдруг случается катастрофа – должна же быть какая-то возможность его эвакуации. Военные сказали нам, что все не так. У них, дескать, нет такой катапульты, таких парашютов, такого выхода, позволяющего эвакуировать людей налету, и так далее. Нас водили в настоящий президентский самолет, он действительно очень похож на наш. Внутри он как прекрасный отель: есть офисы с факсами, компьютерами, комната отдыха для президента. Но чрево самолета – дело другое. Они очень колебались, пускать ли нас туда, кое-что показали, не все. конечно, и у меня осталось чувство уверенности, что отделяемый отсек существует. Я слышал, что он рассчитан на двоих – президента и агента секретной службы.

– Как вы считаете, возможно ли па такой самолет нападение террористов?

– Интересный вопрос. Потому что все машут рукой и говорят: ну, это, мол. Голливуд, чего только они там не напридумывают. А моя теория состоит в том, что люди есть люди, и пока существует

42

зло, предательство, случиться может все. Способен ли обычный человек попасть на «борт № 1»? В принципе, нет, конечно, как возможно пройти через секьюрити? Но если есть тот, кто может открыть вам дверь, если у вас там свой человек – почему нет?

– Это только боевик или, на ваш взгляд, что-то большее?

– Разумеется, не просто боевик. Взять, например. Харрисона Форда в роли президента Соединенных Штатов. Конечно, образ идеальный, во многом выдуманный: президент рано встает, произносит правильные речи, требует покончить со всем злом на земле… Но ведь это именно то, чего мы ждем от него, те вещи, о которых мы мечтали, будучи моложе и веря в справедливость. Л настоящая драма состоит не в том, что на него нападают террористы, а в том, что при наведенном пистолете на его дочь он должен сделать выбор между отцовским долгом и гражданским. Мы на его стороне, когда он предпочитает спасти ребенка, мы рады, что он не покинул самолет, но как политик он обязан был это сделать.

Для меня не менее интересна позиция героя Гэри Олдмена. Он не просто злодей, убийца, он одержим идеей, в которую свято верит, поэтому мы и дали ему так много экранного времени, чтобы он объяснился. У него собственная правда о том, что Америка сделала с Советским Союзом и что такое Россия сегодня. Может быть, кое в чем он прав? Роль главного негодяя – генерала Радека – я отдал своему любимому актеру Юргену Прохнову, в облике которого есть нечто позитивное, харизматическое, это было нужно для того, чтобы понять, почему люди идут за ним.

Интересный сюжет разворачивается и в Белом доме. Как верхушка ведет себя в кризисной ситуации, которую можно сравнить с убийством Джона Кеннеди? Женщина вице-президент должна принять решение, находясь пол давлением военного командования. Она не очень-то счастлива от того, что власть у нее в руках, слишком тяжела ноша. Подобная кризисная ситуация возникала, когда стреляли в Рейгана, и он некоторое время оставался без сознания. Кабинет в таком случае подписывает письмо о несостоятельности президента, и вице-президент автоматически берет на себя его полномочия.

– Что подвигло вас на работу над этим фильмом?

– Известие о том, что Харрисон Форд играет президента США. не просто попавшего в опасную ситуацию под защитой агентов безопасности (как это было в «На линии огня», когда Клинт Иствуд спасал президента), но вступающего в смертельную схватку с противником и спасающего всех. Никто не смог бы сыграть эту роль лучше него. Ему веришь. Он не похож на голливудских звезд, у которых рассчитано каждое движение, каждая эмоция, он искренен, и когда видишь его на экране, то думаешь: он мог бы быть моим братом, другом или отцом. 14 раз по настоянию Харрисона снимали сцену, когда Олдмен бил его по лицу, ни я, ни Гэри не могли этого вынести, а он требовал – бей по-настоящему. Потом три дня ходил опухший.

– Все-таки странно, почему выбрали немецкого режиссера для того, чтобы снять фильм об американском президенте…

– Может быть, в этом есть свой резон. Я подумал: столько критики валится на головы бедных американских президентов (вспомните хотя бы «Абсолютную власть» Клинта Иствуда), что можно сделать и что-то позитивное. Показать такого президента, о котором все мечтают. Слишком много цинизма вокруг. Надо поучиться у американцев проявлению патриотических чувств, которых можно не стыдиться. И мне как немцу, который девять лет живет в Америке, особенно интересно было делать такой фильм.

Беседовала Морин ДРЭГОН

43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+