Сан-Франциско / San Francisco (1936)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
США.
Продолжительность 115 минут.
Режиссёр У.С. Ван Дайк (номинация на «Оскар»; без указания в титрах).
Авторы сценария Анита Лус, Херман Манкевич (без указания в титрах) по сюжету Роберт Э. Хопкинса (номинация на «Оскар»).
Композиторы (оба без указания в титрах) Герберт Стотэрт, Эдвард Уорд.
Оператор Оливер Т. Марш.
Премию «Оскар» получил Дуглас Ширер (звук).
Также на премию «Оскар» номинировался Джозеф М. Ньюман (ассистент режиссёра).
Жанр: драма, мюзикл, мелодрама
Краткое содержание
Блэки Нортон (Кларк Гейбл), владелец самого популярного развлекательного питейного заведения в Сан-Франциско, принимает на работу неизвестную, но многообещающую молодую певицу Мэри Блэйк (Джанет МакДональд). Их отношения очень быстро выходят за профессиональные рамки, но осложняются тем, что девушку приглашают на престижную оперную сцену, предрекая грандиозное будущее. Впрочем, всё это теряет особое значение, поскольку вскоре, 18-го апреля 2006-го года, на город обрушивается мощнейшее в его истории землетрясение.
Также в ролях: Спенсер Трейси (отец Тим Маллин, номинация на «Оскар»), Джек Холт (Джек Бёрли), Джесси Ральф (миссис Мэйзи Бёрли), Тед Хили (Мэт), Ширли Росс (Трикси), Маргарет Ирвинг (Делла Бейли), Хэролд Хубер («Бейб»), Эдгар Кеннеди (шериф), Аль Шин (профессор), Уильям Риккиарди (синьор Бальдини), в эпизоде Дэвид Уорк Гриффит (дирижёр, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.05.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Кларк Гейбл, ещё не получивший предложение исполнить главную мужскую партию в величайшей мелодраме всех времён и народов1, но уже вошедший в число ведущих «звёзд» Голливуда, признался, что лично его интересовала именно любовная (дословно – «soppy», то есть ‘сентиментальная’) составляющая картины, а отнюдь не захватывающая дух кульминация. Это принципиально, особенно если учесть, что «Сан-Франциско» оказался подлинным эталоном того типа фильмов катастроф, что в известной степени противостоял более зрелищным произведениям – вроде «Кинг Конга», пользовавшегося сногсшибательным зрительским спросом чуть ранее, в 1933-м. Кто-то может заявить, что отличие здесь – в несущественных нюансах, поскольку обе разновидности базируются, в сущности, на одинаковых предпосылках. Внушительный по тем временам бюджет в размере $1,3 млн. позволил впечатляюще реконструировать картину разрушений, учинённых землетрясением. В мгновение ока целые жилые кварталы превращаются в руины, дома охватывает огонь, который прибывшие по вызову пожарные расчёты не в состоянии потушить из-за отсутствия в гидрантах воды, а сотни людей оказываются погребены под грудой обломков. Вот только…
Вот только большую часть повествования открыто доминируют законы совсем иных жанров – той же мелодрамы, причём с заметным уклоном в стихию мюзикла, поскольку пение является настоящим смыслом жизни мисс Блэйк, а песни, исполняемые ею в салуне Нортона, да и на сцене оперного театра, служат дополнительной, авторской характеристикой экранных событий. Вспомним хотя бы задорный жизнеутверждающий гимн Сан-Франциско – тому, как сказано в эпиграфе, «шумному, вульгарному, чувственному, великолепному городу», что перестал существовать за секунды, ровно в 5:30 утра 18-го апреля 1906-го года. Это придаёт повествованию грустный, почти библейский подтекст. Осторожно навевает ассоциацию (особенно у пуритан) с участью Содома и Гоморры, на которые новый, восстановленный Сан-Франциско, «хранитель Золотых ворот», «первый среди морских портов, промышленный, развитый, уважаемый», уже не похож. Но главное заключается всё же в том, что У.С. Ван Дайк, хотя и настоявший на изъятии своего имени из титров из-за вмешательства в творческий процесс других кинематографистов2, сосредоточился на человеческой стороне, заставив зрителей, что называется, прикипеть душой к Блэки и Мэри. Тем более сильное – вплоть до состояния шока – впечатление производит картина стихийного бедствия, несущего сотни и тысячи подобных людских трагедий. «Вуди – Один дубль» (такое прозвище режиссёр получил за уникальный дар снимать сложные постановочные сцены с первого дубля) резко усиливает эффект, сочетая реализм страшного зрелища с резким, ошеломляющим воздействием «монтажа аттракционов» вполне в духе Сергея Эйзенштейна. Не приходится удивляться тому, что влияние фильма, практически не устаревшего, в том числе в техническом плане, просматривается в родственных жанровых образчиках, увидевших свет десятилетия спустя – и даже вдали от «фабрики грёз», например, в нашем «Экипаже» /1979/.
.
__________
1 – Иных определений в отношении «Унесённых ветром» /1939/ американцы категорически не приемлют!
2 – Наиболее существенную лепту внесли классики Дэвид Уорк Гриффит (поставил несколько сцен) и дописавший в сценарии ряд сюжетных линий Эрих фон Штрогейм, которые не сработались с руководством MGM.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Карцев П. SOS в океане // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 28-30.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий