Кинг Конг / King Kong (1933)
Другие названия: «Кинг-Конг» (вариант написания названия), «Восьмое чудо» / «The Eighth Wonder», «Восьмое чудо света» / «The Eighth Wonder of the World», «Кинг Эйп» / «Король обезьян» / «King Ape» (США: рабочее название), «Конг» / «Kong» (США: рабочее название), «Эйп» / «Обезьяна» / «The Ape» (США: рабочее название), «Чудовище» / «Зверь» / «The Beast» (США: рабочее название).
США.
Продолжительность 100 минут.
Режиссёры Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шодсак (оба без указания в титрах).
Авторы сценария Джеймс Эшмор Крилман, Рут Роуз на основе идей Мериана К. Купера и Эдгара Уоллеса и сюжета Мериана К. Купера и Эдгара Уоллеса (оба без указания в титрах); при участии Леона Гордона (без указания в титрах).
Композитор Макс Стайнер.
Операторы Эдвард Линден, Дж.О. Тейлор, Вернон Л. Уокер, Кеннет Пич (без указания в титрах).
Жанр: приключенческий фильм, кинофантазия, фильм ужасов
Краткое содержание
Кинематографист Карл Денэм (Роберт Армстронг), специализирующийся на съёмках приключенческих фильмов, действие которых разворачивается в экзотических уголках планеты, в последний момент, накануне отплытия в очередную экспедицию, узнаёт от агента Чарльза Уэстона (Сэм Харди), что утверждённая актриса отказалась от роли. Он делает щедрое предложение случайно встреченной красавице Энн Дэрроу (Фэй Рэй), отчаянно ищущей работу. Команде корабля Venture под командованием капитана Энгелхорна (Фрэнк Райхер) предстоит найти затерянный в океане и не указанный ни одной известной карте остров, где, если верить местным легендам, обитает чудовище исполинских размеров — Конг.
Также в ролях: Брюс Кэбот (Джон Дрисколл), Ноубл Джонсон (вождь племени островитян), Стив Клементе (шаман), в эпизоде Мериан К. Купер (пилот аэроплана, который убил Конга, без указания в титрах), Эрнест Б. Шодсак (пулемётчик аэроплана, который убил Конга).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.06.2014
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Виртуозность кинематографистов поражает… Казалось бы, зрелище с чудовищем, расхаживающим по джунглям, лихо расправляясь с людишками и успешно отражая атаки других опасных существ сравнимых пропорций, должно было безнадёжно устареть на фоне более поздней версии, произвёдшей фурор в СССР периода «перестройки», не говоря уже о широко разрекламированном римейке Питера Джексона, задействовавшего новейшие визуальные эффекты. Ничуть не бывало! Если в первой трети повествования Мериан К. Купер и Эрнест Б. Шодсак мастерски нагнетают напряжение, щекоча зрителям (вслед за членами теряющейся в смутных догадках команды корабля) нервы в ожидании встречи с неизвестным, то с момента прибытия на остров – окунаешься с головой в водоворот удивительных приключений. Лишь мимоходом отмечаешь про себя, что агрессивные туземцы показаны шаблонно (в духе вполне расистских представлений «фабрики грёз») и что создатели явно перестарались, придавая морде Конга свирепое выражение, но это, право, мелочи. Совмещение кукольной мультипликации (с использованием нескольких моделей разных размеров, включая лапу1, сжимающую беспомощную девушку) с игровым действом по сей день кажется новаторским. И ещё неизвестно, что сильнее захватывает дух: схватки гигантского примата («короля обезьян») с тираннозавром и внезапно появившимся птеранодоном – или же нападения на участников экспедиции мегалании, стегозавра, апатозавра, возжелавших поживиться человеческой кровью. Конечно, традиция изображения экранных монстров сложилась ещё в «великом немом» (достаточно вспомнить «Затерянный мир» /1925/, фабульные переклички с которым очевидны), а Уиллис Х. О’Брайен «конструировал» доисторических животных для другого, незавершённого проекта под названием «Сотворение» /1931/. Но в данном случае сыграли ключевую роль проницательность и настойчивость продюсера Дэвида О. Селзника, всесторонне поддержавшего энтузиастов2 и, кстати, отказавшегося, несмотря на угрожавшее студии RKO Radio Pictures банкротство, продать готовый фильм конкурентам из Metro-Goldwyn-Mayer за $1,072 млн. Результат, как известно, превзошёл самые смелые прогнозы: по итогам нескольких выпусков на экраны (в 1938-м, 1942-м, 1946-м, 1952-м, и 1956-м годах) прокатная плата составила порядка $4-5 млн.
И всё-таки на протяжении сеанса не покидает ощущение, что это тот случай, когда даже исключительные, выдающиеся зрелищные достоинства – не единственное, что произвело сенсацию, а главное, сделало кинопроизведение одним из символов своего времени. Магию оживших чудищ, комбинированных съёмок и сложных трюков, разумеется, дополнял опыт, полученный тандемом режиссёров на документальной ленте «Чанг: драма в глуши» /1927/, посвящённой жизни в дебрях сиамских джунглей, однако не менее существенна другая, более «приземлённая» линия. Контраст замкнутой, не затронутой биологической эволюцией (не то что социально-техническим прогрессом!) экосистемы острова и современного мегаполиса приобретает особый оттенок, грустно-мрачноватый и, пожалуй, не лишённый сатирических ноток. Не в меру рисковый и амбициозный деятель киноискусства, сочетающий черты хваткого до циничности дельца и художника-визионера (считается, что прототипом послужил Купер), мечтающий потрясти воображение соотечественников «Восьмым чудом света», – чем не представитель того типа людей, которых всегда боготворила Америка? Капитанов индустрии, обуздавших Дикий Запад и подготовивших почву для технологического прорыва? Магнатов, сделавших серьёзную заявку на глобальное экономическое и финансовое доминирование Соединённых Штатов после Первой мировой войны? Безудержных стяжателей, прямо повинных в Великой депрессии, но не останавливающихся на достигнутом (вспомним, как он уговаривает девушку, едва не падающую в голодный обморок, отправиться в плавание) и продолжающих строить грандиозные планы?.. Выставление монстра, изъятого из привычной среды обитания, на потеху публике за огромные деньги – есть в этом поступке, закономерно приведшем к жертвам и разрушениям в центре многомиллионного города, что-то глубинно капиталистическое, рассчитанное на бурный ажиотаж, несовместимое с разумом и экологическим чувством. И Кинг Конг, разумеется, не случайно взбирается на крышу здания Эмпайр-стейт-билдинг, знаменующего величие США… Любопытно, что Мериан и Эрнест не доверили другим (актёрам или профессиональным лётчикам) ответственную миссию расстрелять из пулемёта разъярённого гостя Нью-Йорка. Зато Карл не преминет отвести от себя всяческие подозрения и упрёки, глубокомысленно (с изящным намеком на знаменитую сказку) заявив под занавес, что чудовище убили не аэропланы, а красавица – обворожительная блондинка по имени Энн.
.
__________
1 – По иронии судьбы, параллельно Шодсак работал над мистическим хоррором «Обезьянья лапа» /1933/.
2 – Работа затянулись на полтора года и обошлась в огромную сумму $670 тыс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Здравствуй, Кинг Конг! // Ровесник. – 1988, № 8. – С. 22.
Шатерникова Марианна. Жив ли Кинг Конг? // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 19. – С. 23, 26-28.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий