Сергей Кудрявцев Голливудский «маргинал»
Голливудский «маргинал»
В сознании многих отечественных зрителей американский актер Керт Рассел* остался в качестве героя-отщепенца, ветерана войны и бывшего преступника, современного пирата и вообще – отчаянного парня. Именно его герой – Плискен по кличке «Змей» освобождал из плена президента США, потерпевшего авиакатастрофу в 1977 году, над территорией Манхэттена, где в запретной зоне бесчинствуют отъявленные подонки и бандиты. «Маргинальный» тип, то есть «человек дна», выходец из низов, оказавшийся там отчасти из-за своего несносного, непримиримого характера, поневоле вызывал симпатии зрителей («Побег из Нью-Йорка»). Персонаж К.Рассела был принципиально вне группировок, сам по себе, один в поле и при этом – воин, бескомпромиссный индивидуалист с еще не изжитым авантюризмом натуры.
Черты этого образа нарабатывались актером в телефильмах конца 70-х годов («Новая земля», «Смертельная башня», «В поисках богов», «Схватка»), когда он решительно ломал свое амплуа «бездумного юноши», растиражированное непритязательными комедиями компании У.Диснея. Керт дебютировал в кино в возрасте двенадцати лет, что впрочем неудивительно. Ведь он – сын голливудского актера, и потому не имел права не быть по традиции «вундеркиндом». Конечно, не очень-то вяжется «киноартистическое» происхождение Керта Рассела (родился он 17 марта 1951 года в Спрингфилде, штат Массачусетс, в семье Бинта Рассела) с его ролями «фантастических ковбоев» и «крутых полицейских» в фильмах 80-х годов. Чтобы предстать в резко ином облике и завоевать популярность (правда, не такую громкую, как, например, у С. Сталлоне, подлинного выходца из низов), Расселу пришлось отбросить, почти забыть десять лет «чудесной киножизни».
Но до того, как К.Рассел получил широкую известность
_______
* Советские видеолюбители привыкли называть актера Курт Рассел. Однако автор, как обычно, настаивает на своем варианте.
18
19
в образе славного негодяя Плискена, уже существовал беспрецедентный, но одноразовый успех актера в биографической телевизионной ленте «Элвис» (1979). Мало кто знал бы о незначительном факте из детской кинокарьеры Керта Рассела, исполнившего небольшую роль в фильме «Это случилось на Всемирной ярмарке» (1963), где он играл «по соседству» с кумиром публики Элвисом Пресли, если бы, спустя шестнадцать лет, актеру не довелось напомнить о великом рок-н-ролыцике. Рассел играл Пресли. И хотя почти невозможно было угодить всем, кому дорог и близок уникальный талант певца, восторженный прием картины показал, что и невозможное иногда случается. К.Рассел не пел за неподражаемого Элвиса (это делал – и убедительно – Р. Макдауэлл), но он, по словам взыскательного и нелицеприятного критика Л. Молтина, оказался «удивительно впечатляющим», мастерски передав манеру поведения Пресли и вжившись в его судьбу. Немало места в телефильме (сокращенная версия вышла и в кинопрокат) было отведено семейной жизни рок-певца, где, между прочим, вместе с Кертом Расселом снималась его тогдашняя жена Сизон Хабли (среди иных ее работ – «Порнография», «Полиция нравов»), родившая сына Бостона, но не сохранившая семью с актером.
С нынешней второй женой, популярной актрисой Голди Хоун, К. Рассел сблизился на съемках мелодрамы «Вторая смена» (1984). Это название можно перевести и так: «Смена партнера в ритме свинга».
«Комедийная бунтарка Голливуда», эмансипированная и взбалмошная блондинка, небось, запала в душу шестнадцатилетнего подростка еще в 1967 году, в период работы над лентой «Один и единственный подлинно оригинальный семейный оркестр», когда дебютантке в кино, пришедшей из танцевальных шоу Лас-Вегаса, шел двадцать второй год. Впрочем, подтверждения на этот счет у меня нет. Безусловно лишь то, что сорокалетняя разведенная Г.Хоун, имеющая детей от прежних замужеств, не отказалась от брака с тридцатипятилетним Кертом Расселом. Как семейная пара, они снялись в комедийной мелодраме «За бортом» (1987), где малоимущий, но многодетный вдовец-плотник пытается перевоспитать сумасбродную богатую женщину, которая после падения за борт своей яхты находится в состоянии амнезии – потери памяти.
Союз с Голди Хоун повысил падавший рейтинг К.Рассела, который, кстати, разделил со своим «крестным отцом» Дж. Карпентером не только успех, но и провал на фильме «Большой переполох в маленьком Китае». Режиссер стремился вслед за С. Спилбергом создать
20
зрелищную пародийную феерию с использованием электронных эффектов и необычных трюков, а актер поневоле соревновался с X. Фордом, лучшим исполнителем ролей «современных ковбоев».
Как бы побывав «за бортом», Керт Рассел, начиная именно с картины Г. Маршалла, совершает новое восхождение (не подобно ли сыгранному им Элвиса Пресли?!), добиваясь еще большей славы, как ни странно, рядом с более популярными актерами. Так, в «черном фильме», под названием «Текила Санрайз» его персонаж, полицейский Ник Фреша, находится в сложных взаимоотношениях дружбы поединка с бывшим дельцом по переправке наркотиков Дейлом Макксиком. Более того, друзья-враги влюблены в одну и ту же роковую женщину, владелицу итальянского ресторана. Внешне привлекательный и решительный в поступках герой Мела Гибсона потерял бы немало обаяния, не имея в достойных соперниках пусть менее обворожительного, но мужественного и благородного защитника закона в исполнении К. Рассела.
Соревнование двух смелых полицейских, Рея Танго и Гэбриела Кэша (соответственно Сильвестра Сталлоне и Керта Рассела), не без юмора представлено в боевике «Танго и Кэш». А.Кончаловский, который значится в титрах как единственный режиссер, на самом деле, был четвертым по счету, пытавшимся «укротить двух звезд в одной клетке». Результат оправдывает все неприятности и проблемы, в каком-то смысле неминуемые, если сталкиваются амбиции известных актеров, каждый из которых рассчитывает на особое предпочтение зрителей. С. Сталлоне, конечно, не привыкать к многомиллионным суперходам, а вот для его коллеги 30 миллионов, полученных в прокате лентой «Танго и Кэш», стали личным рекордом. На волне нового успеха Керт Рассел, ранее не входивший в число «самых кассовых актеров», приобрел значительный вес в области кинокоммерции, что подтверждает его последняя удача – фильм «Обратная тяга» (1991) Р. Ховарда, который превысил показатель в 35 миллионов долларов.
Итак, «маргинал», существовавший все-таки на обочине «большого Голливуда», наконец-то вписался в систему, достиг «звездных высей»?! Впрочем, ирония вряд ли уместна по отношению к упорству и целеустремленности К.Рассела, который во второй раз в своей кинобиографии сумел чисто по-американски «создать самого себя», изменить неблагополучно складывавшуюся судьбу, «перепрыгнуть» установленную планку.
Америка всегда любила искателей удачи, особенно тех, кому она действительно доста-
21
валась в награду, пусть даже за упрямство. Победительный оптимизм еще более необходим в том случае, когда карьера идет на спад. Мог ли не учитывать, не помнить этот урок Керт Рассел, сыгравший когда-то Элвиса Пресли, который, после громких провалов, несколько раз возвращался на эстраду триумфатором?!
Сергей Кудрявцев
23
Кудрявцев Сергей. Голливудский «маргинал» // Видео-Асс. Звёзды экрана. – М.: Видео-Асс, 1993. – С. 18-22.
Добавить комментарий