Сканнеры / Scanners (1981)

Сканнеры / Scanners (1981): постерПолнометражный фильм.

Другое название – «Сканеры» (вариант написания названия).

Канада.

Продолжительность 103 минуты.

Режиссёр Дэвид Кроненберг.

Автор сценария Дэвид Кроненберг.

Композитор Ховард Шор.

Оператор Марк Ирвин.

Жанр: фильм ужасов, научная фантастика

Краткое содержание
Кэмерон Вэйл (Стивен Лэк, в титрах как Steven Lack), обладающий необыкновенными психическими силами, попадает к доктору Полу Руту (Патрик МакГуэн). Тот объясняет Кэмерону, что он принадлежит к числу сканнеров — телепатов, способных мысленно воздействовать на других людей, подавляя чужую волю. Доктор Рут также сообщает Вэйлу, что существует секретная организация таких экстрасенсов, строящая планы по овладению миром. Кэмерон соглашает проникнуть в стан врага и приблизиться к таинственному и могущественному Деррилу Ревоку (Майкл Айронсайд).

Также в ролях: Дженнифер О’Нилл (Ким Обрист), Лоуренс Дейн (Брэдон Келлер), Роберт Э. Силверман (Бенджамин Пирс, в титрах как Robert Silverman),

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.08.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Сканнеры / Scanners (1981): кадр из фильма
Напряжение на пределе

Фильмы Дэвида Кроненберга, в том числе ранние и среднего периода, начатого именно «Сканнерами», имеют свойство воздействовать гипнотически, а не только шокировать и отторгать. Следовательно, обращение выдающегося режиссёра и сценариста к теме скрытых резервов человеческой психики абсолютно оправданно и закономерно. Одной из ключевых фраз фильма является, на мой взгляд, пояснение доктора Рута, раскрывающего Кэмерону суть феномена: телепатия – не чтение мыслей, а непосредственный контакт двух нервных систем. Это придаёт фантастическому допуску научный характер, хотя канадский кинематографист всё же не столь последователен, как американский коллега Брайан Де Пальма1, чтобы картина приобрела требуемый уровень реалистичности и воспринималась полноценным политическим триллером. Эпизод, когда Вэйл проникает через телефонную линию в электронные базы корпорации и считывает необходимую информацию, а затем, при попытке отключения системы, взрывает серверную комнату, безусловно, эффектен – но уже не слишком правдоподобен.

Сканнеры / Scanners (1981): кадр из фильма
А с виду — нормальная девушка…

Всё дело в том, что источником вдохновения для Кроненберга служила, по его собственному признанию, одна из глав («Передатчики») «Голого завтрака» – прославленного романа Уильяма С. Бэрроуза2, в которой рассказывается о глобальном заговоре экстрасенсов. Это, кстати, точно выражено уже в рекламном слогане: «На Земле 4 миллиарда человек. 237 – сканнеры. Они обладают самыми ужасными силами, когда-либо созданными, и они побеждают». Режиссёр не случайно делает главным действующим лицом Кэмерона Вэйла, не понимающего природу своего дара, не способного побороть доставляющие жуткую боль голоса в голове, пребывающего на грани нервного срыва и вообще – ведущего асоциальный образ жизни. Более того, остаётся всего шаг до психического расстройства – во всяком случае с позиций официальной психиатрии, ранее, судя по имеющимся у Рута видеозаписям, пытавшейся обуздать доступными средствами Деррила. При этом, как бы парадоксально ни звучало подобное утверждение, от маргинальности – совсем чуть-чуть до желания стать повелителем мира и начала исполнения амбициозных планов.

Сканнеры / Scanners (1981): кадр из фильма
Против сканнеров пойдёшь — голову потеряешь!

Развязка, как часто бывает у Кроненберга, непредсказуема и яростна. Канадский актёр Майкл Айронсайд, видимо, впервые3 блеснул в облачении влиятельного злодея, лично расправляющегося с главным соперником. И его финальное заявление о том, что «мы победили», звучит по-настоящему устрашающе, раскрывая, как глубоко уходят корни заговора. Публика оценила картину очень неплохо – и кассовые сборы в североамериканском прокате составили $14,2 млн., существенно превысив производственные затраты, оцениваемые в $3,5 млн. (CAD 4,1 млн.).

.

__________
1 – В «Ярости» /1978/, кстати, цитируемой по ходу развития сюжета.
2 – Спустя десятилетие подойдёт время и для его экранизации.
3 – Позднее ему доведётся схлестнуться со многими благородными персонажами, в частности, в исполнении Арнольда Шварценеггера и Кристофера Ламберта.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Бессмертный А. Дэвид Кроненберг // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 42-45.
Кокарев Андрей. Тайна четырёх «К» // Экран. – 1992, № 2. – С. 20-22.
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Дэвид Кроненберг // Видео-Асс ПРЕМЬЕР. – 1995, № 31. – С. 164.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+