Спасти рядового Райана / Saving Private Ryan (1998)

Спасти рядового Райана / Saving Private Ryan (1998): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Спасение рядового Райана» / «Спасая рядового Райана» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 169 минут.

Режиссёр Стивен Спилберг.

Автор сценария Роберт Родат.

Композитор Джон Уильямс.

Оператор Януш Каминский.

Жанр: фильма действия, драма, военный фильм

Краткое содержание
Капитан Джон Х. Миллер (Том Хэнкс), командир роты в составе 2-го батальона американских рейнджеров, отличившейся во время штурма Омаха-бич 6-го июня 1946-го года, получает приказ найти рядового Джеймса Райана (Мэтт Дэймон), три брата которого погибли в ходе высадки войск союзников в Нормандии. Миссия окажется крайне непростой.

Также в ролях: Том Сайзмор (сержант Хорват), Эдвард Бёрнс (рядовой Райбен), Бэрри Пеппер (рядовой Джексон), Адам Голдберг (рядовой Меллиш), Вин Дизель (рядовой Капарзо), Джованни Рибизи (санитар Уэйд), Джереми Дэвис (капрал Апхэм), Тед Дэнсон (капитан Хэмилл), Пол Джаматти (сержант Хилл), Деннис Фарина (подполковник Андерсон), Йорг Штадлер (немецкий солдат «Пароходик Вилли»), в эпизоде Нейтан Филлион (Райан из Миннесоты).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.02.2013

 

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Спасти рядового Райана / Saving Private Ryan (1998): кадр из фильма
В бою!

Американцы любят периодически проводить опросы широкого круга экспертов-соотечественников на всевозможные темы. В канун нового столетия был составлен очень показательный «рейтинг» крупнейших событий уходящего века, любопытный, в частности, тем, что операция в Нормандии оказалась расценена респондентами более важной, чем Победа!.. Так что обращение к высадке десанта союзников именно Стивена Спилберга, настойчиво, как никакой другой голливудский режиссёр, раз за разом возвращавшегося – в разных аспектах – во времена Второй мировой войны, представляется абсолютно закономерным, если не неотвратимым. Но… в данном случае гораздо интереснее, что художественный – вслед за впечатляющим коммерческим1 – триумф его картины вызвал, прямо скажем, неоднозначную реакцию наших деятелей культуры. Стало хорошим тоном шутить (вслед за Михаилом Задорновым) о том, что прибывшие в Старый Свет войска только и делали, что спасали рядового Райана, а Никита Михалков во всеуслышание пообещал «наш ответ». Печальный результат (в виде бездарных и глумливых продолжений «Утомлённых солнцем») хорошо известен… Можно, конечно, завидовать режиссёру из-за океана, сумевшему произвести фурор, изменив облик (по сути, задав новую степень реализма) военного фильма, притом что великие отечественные, в подавляющем большинстве – советского периода, кинопроизведения на ту же тему сравнительно плохо известны на Западе. И тем не менее, убеждён, куда разумнее поддержать кинематографиста, искренность которого, как и француза Жана-Жака Анно («Враг у ворот» /2001/), не подлежит сомнению. Да и в сугубо идеологическом отношении создатель ленты «Спасти рядового Райана» является, скорее, союзником, чем антагонистом.

Спасти рядового Райана / Saving Private Ryan (1998): кадр из фильма
Боевой опыт рядового Райана

К слову, в спилберговской картине не обнаружить намёков на величие «самого длинного дня», и долгий пролог с высадкой американских солдат на Омаха-бич не оставляет камня на камне от бравых и хвастливых кадров2 из одноимённого постановочного боевика – да и впечатляющую вступительную сцену «Большой красной единицы» /1981/ Сэмюэла Фуллера заметно превосходит. Зритель с ходу, без предупреждения, погружается в хаос взрывов и выстрелов, выкашивающих атакующих десятками. Режиссёр, задействовавший в съёмках не только ирландских резервистов, но и около тридцати инвалидов (в образах солдат, потерявших в бою конечности), не упускает случая опровергнуть обывательские представления о везении и силе веры. Причём его воззрения, соответствующие небезызвестной русской пословице (на Бога надейся, а сам не плошай) и ярче всего раскрывающиеся в действиях снайпера Джексона, повторяющего слова молитвы, ни на мгновение не забывая об исполнении воинского долга, даже не сравнить со смехотворными потугами Михалкова, так сказать, проиллюстрировать высшее провидение. «Интеллигентские» рассуждения о бездарности командования, пославшего личный состав на убой, слепой жестокости войны и т.п. кажутся во время сеанса жалкими и неуместными.

Спасти рядового Райана / Saving Private Ryan (1998): кадр из фильма
Офицер американской армии

Но и это не всё. Спилберг и сценарист Роберт Родат лишь на первый, поверхностный взгляд выступают пропагандистами индивидуализма, якобы отстаивая идею, что жизнь каждого важна, даже если обходится ценой нескольких (как минимум, шестерых из восьми из отряда, посланного за Райаном) жизней. И зачитываемое генералом МакАртуром письмо Авраама Линкольна, и вся поведанная история, частично вдохновлённая подлинным случаем (с братьями Ниланд), отстаивает, если вдуматься, противоположную мысль. Капитан Миллер не имеет права, сославшись на формальное основание, обойти огневую точку неприятеля – и в глубине души признаёт правоту Джеймса, не соглашающегося, даже получив трагическую весть, оставить боевых товарищей, о чём и просит уведомить мать: «… она поймёт». Позволив себе редкую минуту слабости в присутствии младшего по званию, Джон признаётся сержанту Хорвату, что единственным оправданием за неизбежную гибель подчинённых служит осознание того, что тем самым – удалось спасти гораздо больше. Не удивительно, что рядовой, простой парень из Айовы, не успевший толком повоевать, на всю жизнь запомнил предсмертный завет («Заслужи это») капитана. Пролог и эпилог, в которых высокий гражданский пафос накладывается на бередящие душу воспоминания ветерана, помогает лучше понять суть произведения. Ленте замечательно подошли бы строки Владимира Высоцкого «Здесь нет ни одной персональной судьбы: // Все судьбы в единую слиты», даже если посещаемое постаревшим Райаном воинское кладбище не является братской могилой в буквальном смысле.

.

__________
1 – Фильм возглавил список лидеров национального проката в сезоне ($215,9 млн.), хотя с учётом демонстрации за рубежом ещё ($263,2 млн.) уступил «Армагеддону».
2 – Вспомним, как бригадный генерал Норман Кота (Роберт Митчем) обходил боевые позиции, демонстративно не вынимая изо рта сигару.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+