Тонкий человек / The Thin Man (1934)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Худой человек» / «Худой» / «Тонкий мужчина» / «Худой мужчина» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 91 минута.
Режиссёр В.С. Ван Дайк (номинация на «Оскар»).
Авторы сценария Альберт Хэкетт, Фрэнсис Гудрич (номинация на «Оскар») по роману Дэшила Хэммета.
Композитор Уильям Экст.
Оператор Джеймс Уонг Хау.
Жанр: комедия, криминальный фильм, детектив
Краткое содержание
Ник Чарльз (Уильям Пауэлл, номинация на «Оскар») давно не занимается частным сыском, благо что приданое обожаемой жены Норы (Мирна Лой) позволяет существовать вполне безбедно. Однако ему не удастся остаться в стороне от нового уголовного дела — убийства Джулии Вулф (Натали Мурхед), секретарши учёного и изобретателя Клайда Уайнента (Эдвард Эллис), исчезнувшего без следа. Нику волей-неволей приходится вспомнить былые навыки.
Также в ролях: Морин О’Салливан (Дороти Уайнент), Нэт Пендлтон (Гилд), Минна Гомбелл (Мими Уайнен Йоргенсон), Портер Холл (МакКолэй), Генри Уэдсуорт (Томми), Уильям Генри (Гилберт Уайнент), Гарольд Хубер (Нанхейм), Сизар Ромеро (Крис Йоргенсон), Эдвард Брофи (Морелли).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.01.2019
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Одноимённое (правда, у нас название первоисточника перевели иначе, чем в случае с киноверсией, – «Худой мужчина») произведение, вышедшее из печати в 1934-м году, заслуживает особого внимания уже благодаря тому обстоятельству, что стало лебединой песней Дэшила Хэммета. Впоследствии прославленный писатель не опубликовал ни одного романа, поскольку сосредоточился на общественно-политической деятельности, а в сочинительстве – изредка прибегал к малым литературным формам. И всё-таки вести речь о появлении на свет его персонального шедевра, на мой взгляд, некорректно. Если, допустим, в «Мальтийском соколе» /1930/ (даже безотносительно к по-своему гениальной экранизации, осуществлённой Джоном Хьюстоном) нет ни одного лишнего эпизода, характеры выписаны колоритно, то история мистера Чарльза кажется многословной и перегруженной событиями, из-за чего детективная интрига воспринимается тяжеловесной и чрезмерно запутанной. Конечно, Альберту Хэкетту и Фрэнсис Гудрич пришлось в процессе адаптации несколько упростить замысел. Особенно досадно, что не нашлось места историческому экскурсу Ника, осведомляющего любознательного юношу Гилберта об актах каннибализма, имевших место в недавнем прошлом Соединённых Штатов. Но в целом супруги-кинодраматурги поработали на славу. Идея показать Клайда Уайнанта в прологе дополнительно усилила тот эффект, которого старательно добивался автор. И поистине блестящей представляется другая находка – сделать развязку ещё более захватывающей, собрав (в традициях Агаты Кристи?!) основных подозреваемых, родственников исчезнувшего изобретателя, свидетелей и т.д. за одним столом. Разгадка поразит всех, а мнимые официанты не позволят ситуации выйти из-под контроля.
Зрители, не знакомые с сюжетными перипетиями, но при этом – наслышанные о существовании череды продолжений, оперативно снятых в свете большого коммерческого успеха оригинала1, наверняка полагают, что в названии подразумевается главный герой, действительно не страдающий избыточным весом. Однако на самом деле бывший частный сыщик в присущей ему ироничной манере даёт такую характеристику ещё одной жертве убийства (не станем пояснять, кому именно), о чём ни полицейский Гилд, ни кто-то из причастных, ни, тем более, охочие до скандалов газетчики не догадались. Тому, кто и при жизни выделялся своей сухопаростью, а после смерти – невольно «похудел» гораздо сильнее… Впрочем, прежде чем прийти к правильному выводу, Чарльзу предстоит провести в беседах (чаще – сопровождаемых обильным возлиянием) массу времени, покопаться в чужом «грязном белье» и даже… получить пулю от импульсивного бандита, в данном конкретном преступлении невиновного и посчитавшего себя преданным.
Дух фильма отлично передаёт остроумный рекламный ролик, где Ник, как бы изображённый на обложке гигантской книги, оживает и вступает в диалог с другим детективом – Файло Вэнсом, причём обе роли исполняет Уильям Пауэлл. Прославленный актёр составил замечательный (между прочим, вопреки опасениям руководства киностудии) тандем с Мирной Лой. Лёгкое взаимное подтрунивание (считается, что Дэшил привнёс в действие кое-что из собственных отношений с Лилиан Хеллман) не исключает высоких чувств, не оставляющих места для ревности и злобы. В.С. Ван Дайк замечательно прочувствовал эту особенность романа, подчеркнув, что ищейка остаётся ищейкой до гробовой доски. Кажущееся несерьёзное, чуточку насмешливое отношение на поверку скрывает то ни с чем не сравнимое удовольствие от поиска истины, что рано или поздно позволит вывести негодяя на чистую воду и заодно – утереть нос профессиональным блюстителям закона. Наконец, публику не мог не очаровать пёс по кличке Скиппи, представший в обличии Асты – любимца супружеской четы, которую ждут приключения и в будущем.
.
__________
1 – При бюджете $226,4 тыс. прокатная плата составила свыше $1,4 млн., и кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer зафиксировала прибыль в $729 тыс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий