Трасса 60 / Interstate 60: Episodes of the Road (2002)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Трасса 60: дорожные истории» / «Трасса 60: происшествия на дороге» / «Автострада 60: происшествия на дороге» (варианты перевода названия), «Т-60» / «А-60» / «I-60» (США: рекламное название), «Трасса 60» / «Автострада 60» / «Interstate 60» (США: усечённый вариант названия).
Канада, США.
Продолжительность 101 минута.
Режиссёр Боб Гейл.
Автор сценария Боб Гейл.
Композитор Кристоф Бек.
Оператор Денис Мэлоуни.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, драма, кинофантазия, детектив, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Во время празднования в узком кругу своего двадцать второго дня рождения Нил Оливер (Джеймс Марсден) озвучивает желание, которое только что загадал: получить ответы. Он и не догадывается, что тем самым — вызвал неподдельный интерес у выдавшего себя за официанта О.Ж. Гранта (Гэри Олдмен), решающего помочь начинающему художнику, всей душой сопротивляющемуся стезе профессионального юриста, к которой его подталкивает отец (Джон Буржуа). Нилу предстоит совершить долгое и насыщенное приключениями путешествие по федеральной автостраде 60, в соответствии с официальными документами не существующей.
Также в ролях: Кристофер Ллойд (Рэй), Майкл Джей Фокс (мистер Бейкер), Курт Рассел (капитан Айвз), Эми Смарт (Линн Линден), Крис Купер (Боб Коди), Энн-Маргрет (миссис Джеймс), Эми Джо Джонсон (Лаура), Ребекка Дженкинс (Сьюзен Росс), Мелисса Эд (Салли), Роз Майклс (мать Нила)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.05.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Внезапное, воистину как гром среди ясного неба появление на свет фильма с необычным названием (помимо буквального значения слово «interstate», указывающее на географическое сообщение – ‘между штатами’, подразумевает связь между разными состояниями: явью, мечтой, сновидением) повергло в изумление. В изумление и по поводу того, что кинопрокатчики не пожелали толком познакомить1 с неординарным произведением по возможности максимальное количество зрителей, хотя картина наверняка смогла окупить бюджет ($7 млн.) благодаря видео и демонстрациям по ТВ. И в равной степени – от осознания глубокой несправедливости, допущенной по отношению к талантливейшему художнику. Теперь-то ясно, что Боб Гейл непростительно долго находился в тени Роберта Земекиса – подобно тому, как сам Земекис некоторое время воспринимался не иначе, как учеником Стивена Спилберга. «Трасса 60» доказывает, что немалая (львиная?) доля заслуг в успехе их совместных проектов принадлежит именно Гейлу. Ряд иронических цитат из трилогии «Назад в будущее», будь то введение отрывка знакомой мелодии, мелькающее на часах время 10:04 или же приглашение актёров Майкла Джей Фокса и Кристофера Ллойда (правда, так и не встретившихся на экране), воспринимается отнюдь не сожалением о былом. Представляется смелой заявкой на развитие темы, которой бы точно гордились и более именитые коллеги.
Боб Гейл оттолкнулся, в сущности, от одной-единственной – правда, далеко не тривиальной и мало кем из постановщиков по-настоящему осмысленной – идеи. От базовой гипотезы современной физики, гласящей, что время бесконечно. Это приводит к замечательному следствию: вероятность наступления во Вселенной любого, даже самого невероятного (именно так!) события не является нулевой. И, скажем, отсутствие в американской мифологии фигуры исполнителя желаний вовсе не означает, что таковой не может персонифицироваться нигде и никогда. Гэри Олдмен откровенно упивается ролью таинственного и язвительного Гранта, впитавшего черты многих сказочных предшественников из разных культур. Красные волосы, как у ирландского лепрекона, трубка с фигуркой обезьяны и дым, издревле обожаемый джиннами, являются дополнительными штрихами, равно как и скрепление договора, подписанного Нилом на тринадцатом этаже (в доме, где тринадцатого этажа нет), кровью. Вот и диковинные места, и люди со странными характерами и взглядами на реальность не должны вызывать недоумение, поскольку встречаются на трассе 60, сиречь в самой жизни, где, почти по Александру Блоку, и невозможное возможно, а дорога дальняя – легка.
Калейдоскоп персонажей и событий одно другого причудливее сами по себе свидетельствуют о недюжинном воображении режиссёра-сценариста. Но ещё важнее – что картина всё же не распадается на серию забавных сценок. Боб Гейл ни на секунду не забывает о необходимости донести мораль, в обобщённо-иносказательном ключе затронув проблемы, которые – пусть неосознанно – не могут не довлеть над современным человеком. Попутчица Лора, посвятившая себя неустанным поискам идеального сексуального партнёра, и Толберт, когда-то пожелавший заполучить бездонный желудок, олицетворяют примитивные плотские потребности. Отсюда – всего шаг до погружения в бездну нескончаемых, всепоглощающих наслаждений, даруемых синтетическим наркотиком «Эйфория», любителей которого при грамотном подходе вполне можно заставить служить обществу. Узаконенная, вошедшая в повседневную привычку ложь однажды может привести к непредсказуемым последствиям – появлению такой бескомпромиссно принципиальной личности, как Боб Коди, бывший специалист по рекламе, которому, надо полагать, только и под силу пресечь навязчивый культ сутяжничества. Отдельного упоминания заслуживает отношение к искусству, превращённому исключительно в источник доходов и объект долгосрочных инвестиций. «Трасса 60» покоряет не только новаторством драматургической структуры, но и напряжённой работой мысли и фантазии авторов, помнящих о главном предназначении кинематографа.
.
__________
1 – Из тех стран, где состоялась кинопремьера, есть данные по кассовым сборам в Испании – ничтожные $8,4 тыс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий