Царская охота / Tsarskaya okhota / Carskaja ochota (1990)

Липков Александр. «Царская охота» // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 16. – С. 4.

«ЦАРСКАЯ ОХОТА»

СССР-ЧССР – Италия, 1990 г., 131мин. Режиссёр – Виталий Мельников В ролях: Светлана Крючкова, Николай Ерёменко, Анна Самохина

РОССИЯ: XVIII ВЕК. ЦАРСТВОВАНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II, ИМПЕРАТРИЦЫ, ПРОСЛАВИВШЕЙ СВОЕ ИМЯ УКРЕПЛЕНИЕМ ДЕРЖАВНОЙ МОЩИ РОССИИ, ПРОСВЕЩЕННОСТЬЮ (ПЕРЕПИСЫВАЛАСЬ С ДИДРО И ВОЛЬТЕРОМ!)

И – О ЧЁМ ГОВАРИВАЛИ ШЁПОТОМ – ЛЮБВЕОБИЛЬНОЙ БЛАГОСКЛОННОСТЪЮ МНОГИМ ФАВОРИТАМ

Драматург Леонид Зорин и режиссер Виталий Мельников взяли для «Царской охоты» всего лишь один эпизод великого царствования, но эпизод впечатляющий своей романтической фабулой и, одновременно, вполне прозаической механикой политической интриги.

Екатерина обеспокоена внезапно появившейся на политическом горизонте самозванной соперницей – княжной Таракановой, заявляющей о своих правах на престол. Но княжна далеко, в Италии, политическому сыску императрицы до нее не достать, и тогда государыня вспоминает об отставленном фаворите, красавце Алексее Орлове, некогда с братом Григорием свершившим дворцовый переворот, принесший ей корону. Ему она поручает завлечь самозванку в сети, доставить в столицу империи.

Так Алексей оказывается в Италии, встречается с Таракановой, завоевывает её любовь. Но и сам не может не поддаться власти её красоты, женского обаяния, не может не быть захваченным глубиной и силой чувства, которое он пробудил. Возникшая ситуация не может не поставить перед ним и беспощадных вопросов, на которые нужно отвечать перед своей совестью. Кто он? Подлец? Покорный холоп, готовый ради переменчивого расположения государыни растоптать свою любовь, отречься от чести?

Николай Еременко, играющий Орлова, начинал свой путь в кино с героев романтических (Жюльен Сорель в телеэкранизации «Красное и черное» Стендаля), но последние его работы отличает все большая сложность, многоплановость. Его Орлов – личность сильная, страстная, мучительно ощущающая собственную раздвоенность, понимающая и бесценность того, что теряет, и мизерность того, что приобретает, и постыдность выпавшего ему поручения и свою неспособность от него отречься.

Не раз возникал в исторических фильмах образ Екатерины II. Но такой, какой сыграла его Светлана Крючкова, еще не было. Сколько в ней и усталого властолюбия, и цинизма, и неутоленной чувственности, и бабьей слабости, и беспощадного волевого напора!

«Царская охота» – произведение необычное в ряду режиссёрских работ Виталия Мельникова. Впервые исторический сюжет, большая костюмная постановка. До этого он был более лиричным и камерным – делал фильмы о мире чувств «маленького человека» («Мама вышла замуж», «Ксения, любимая жена Федора»), комедии, отличавшиеся ироничностью («Семь невест ефрейтора Збруева»), а подчас и саркастичностью («Уникум»). Были среди его лент и экранизации («Женитьба» Гоголя, «Старший сын» и «Отпуск в сентябре» по Вампилову), но во всех его лентах присутствует точное чувство зрителя, неизменное знание того, что зрителя волнует, что ему интересно. И в этом плане «Царская охота» впрямую продолжает то, что Мельников делал раньше.

Александр Липков

4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+