Туман / The Fog (1980)

Туман / The Fog (1980): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Туман» Джона Карпентера» / «John Carpenter’s The Fog» (полное название).

США.

Продолжительность 89 минут.

Режиссёр Джон Карпентер.

Авторы сценария Джон Карпентер, Дебра Хилл; цитируется произведение Эдгара Аллана По.

Композитор Джон Карпентер.

Оператор Дин Канди.

Жанр: кинофантазия, фильм ужасов

Краткое содержание
Ник Касл (Том Аткинс), возвращающийся запоздно на автомобиле в родной городок Антонио Бэй, расположенный на калифорнийском побережье, соглашается подвезти Элизабет Солли (Джейми Ли Кёртис), путешествующую автостопом. Однако именно в эту ночь в населённом пункте и окрестностях начинают происходить таинственные вещи, связанные с появлением странного светящегося тумана. Первой, кто заподозрила неладное, стала владелица местной радиостанции и по совместительству ди-джей Стиви Уэйн (Эдриенн Барбо).

Также в ролях: Джанет Ли (Кэти Уильямс), Джон Хаусман (мистер Мэхен), Джеймс Каннинг (Дик Бакстер), Чарльз Сайферс (Дэн О’Бэннон), Нэнси Кайес (Сэнди Фэдел, в титрах как Nancy Loomis), Тай Митчелл (Энди Уэйн), Хэл Холбрук (отец Мэлоун), Джон Ф. Гофф (Аль Уильямс), Джордж «Бак» Флауэр (Томми Уоллес), Регина Уэлдон (миссис Кобритц), Томми Ли Уоллес (призрак), Роб Боттин (Блейк), Кристофер Канди (ребёнок), в эпизодах Джон Карпентер (Беннетт, без указания в титрах), Дебра Хилл (без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.05.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Туман / The Fog (1980): кадр из фильма
Боятся тумана

Работа над фильмом прошла в сжатые сроки, и затраты составили достаточно скромную сумму (порядка $1 млн.), несильно увеличенную и после дополнительных съёмок, в необходимости которых Джон Карпентер убедился по итогам тестовых просмотров. Однако руководство AVCO Embassy Pictures, почувствовав серьёзный коммерческий потенциал, не поскупилось – и потратило втрое больше средств на маркетинговую кампанию, включавшую рекламные ролики в прессе, на радио, на телевидении и даже установку в ряде кинотеатров… специальных генераторов тумана. Результат себя, безусловно, оправдал1, но в данном случае решающим оказалось качество самой картины, быстро получившей «культовый» статус наряду с другими ранними и зрелыми работами мастера. Это, кстати, косвенно доказывает и тот факт, что римейк, по истечение четверти века спродюсированный Джоном и Деброй Хилл, заметно снизившими творческую активность, вызвал, несмотря на резко отрицательные отзывы, всё-таки повышенный интерес у простых зрителей.

Туман / The Fog (1980): кадр из фильма
Спасёт ли крест?..

Отчасти постановщик следует в русле собственного феноменального «Хэллоуина» /1978/, словно опасаясь, как бы присутствие Джейми Ли Кёртис не заставило разочароваться любителей слэшеров, не дождавшихся сцен расправы над беззащитными жертвами при помощи холодного оружия. Мало того, приглашение Джанет Ли, мамы новоиспечённой «королевы крика», явно было призвано вызвать ассоциации пусть не с туманом, а с густым паром в душе, который, на своё несчастье, принимала Мэрион Крэйн в номере отеля, принадлежащего Норману Бейтсу. Отдельные кадры, включая грустный эпилог с отцом Мэлоуном, всё-таки накликавшим на себя беду, и вправду заставляют не на шутку понервничать! Однако замысел режиссёра-сценариста тоньше – и точно не исчерпывается сугубо жанровыми влияниями (например, упоминавшегося им британского «Ужаса Тролленберга» /1958/, про монстров, прячущихся в облаках). Вынесенная в эпиграф цитата из стихотворения Эдгара Аллана По «Сон во сне» («Всё, что зрится, мнится мне, // Всё есть только сон во сне») и поведанная в экспозиции детишкам у костра не обычная страшная байка, но быль о трагедии, разыгравшаяся в Антонио Бэй сто лет тому назад, сообщают событиям, по сути, метафизическое измерение. Смертоносные призраки со светящимися во тьме глазами пришли взыскать старые долги – воздать отмщение за мерзкое преступление, совершённое предками тех, кто готовится к торжественному городскому празднеству. Лишь проницательность священника, успевшего разгадать зловещую тайну и, кстати, выразившего непоколебимую готовность к самопожертвованию (постоянный в творчестве Карпентера мотив), позволила избежать бойни. Вместе с тем авторы оставляют нам возможность для расширительного толкования экранных перипетий, намекая, что туман, перемещающийся в нарушение законов физики, является ещё и ёмкой метафорой той окутывающий разум пелены, что служит идеальной питательной средой для рождения чудовищ. «…ищите туман…» – предупреждает бдительная Стиви, неплохо сыгранная Эдриенн Барбо, тогдашней женой Джона.

.

__________
1 – Расчёты с блеском оправдались, поскольку кассовые сборы в национальном прокате превысили $21,3 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Краснова Рена. Джейми Ли Кертис. На перекрёстке жанров // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 105-106.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+