Тюремный рок / Jailhouse Rock (1957)

Алова Л. Король не умер // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 08. – С. 44-47.

Музыка и кино

КОРОЛЬ НЕ УМЕР

«Элвис такой же, как мы. Он страдал, он ни в чем не уверен и он очень импульсивный. Он уже не мальчик, но и взрослым его не назовешь. В чем-то он уверен, знает чего хочет, а в чем-то – нет. Совсем, как мы. Элвис представляет все нетрадиционное. Его пение – это убежище и в то же время высвобождение наших чувств. Он выражает их свободно, даже дико, как и мы бы хотели, да только нам не разрешают».

Эти слова юной американки, современницы и поклонницы Элвиса Пресли, объясняют лучше иных социологов и психологов феномен «преслимании» – коллективного безумия, охватившего молодежь 50-60-х гг.

Впрочем, число поклонников Элвиса Пресли и сегодня велико. Его вилла в Грейслэндс – место паломничества сотен тысяч туристов со всех концов Америки и мира. По числу посетителей резиденция Короля рок-н-ролла превосходит даже Белый дом. Еще одним доказательством его немеркнущей популярности может служить проведенный в минувшем году референдум по вопросу о том, что должно быть изображено на марке, приуроченной к 15-тилетию со дня смерти певца. В референдуме приняли участие 1 млн. 200 тыс. человек, и даже тогдашний президент Буш и его нынешний преемник Клинтон, дабы не потерять такое огромное количество потенциальных избирателей, провели теледебаты на эту тему.

Популярность Элвиса Пресли возникла еще до того, какой начал выступать по радио и на телевидении, став желанным или ненавистным гостем в каждом доме. Он стал первым идолом звездной системы в музыке. Собственно говоря, он создал эту систему и до сих пор венчает пик ее пирамиды. Элвис Пресли стал и первым исполнителем, соединившим два типа музыки – черных и белых, он перекинул мост между ними. Он сам стал этим мостом. И в этом смысле значение его велико и неоспоримо.

Элвис Пресли был объектом массового фанатизма, не знающего себе равных. Он расколол общество надвое: одни его боготворили, другие проклинали, но так или иначе все были одержимы им. любовью к нему или ненавистью. Он ворвался на эстраду, а потом и на экран не в смокинге, как, например, Фрэнк Синатра, а в поношенной куртке и потрепанных джинсах. Его манера вихлять бедрами во время исполнения, за которую он был прозван Элвис «The Pelvis» – Элвис «Попка» – оскорбляла пуританскую Америку, но приводила в восторг молодежь, ибо была для нее символом раскрепощения. И именно молодежь сделала из него идола,

44

увидела в нем мессию, пророка, ниспосланного свыше. А он не возражал. Когда его спросили, не беспокоит ли его критика, появляющаяся в прессе в его адрес, он пожав плечами, ответил: «По правде сказать, это никогда меня не беспокоило. Иисуса Христа ведь тоже критиковали, не так ли?» Чем не подтверждение своего мессианства.

И даже то. что он был излечившимся наркоманом, пил, не зная меры, нередко до беспамятства, волочился, не зная удержу, чуть ли не за каждой юбкой – все это не имело значения для безумствующих поклонников, а если и имело, то лишь как доказательство его исключительности, его бунтарства, взрывающего все традиционное. Это безумие едва не стоило певцу жизни. На одном (да, полно, на одном ли?!) из концертов в Майами Бич любовь его поклонниц зашла так далеко, что они взобрались на сцену, стащили Пресли в зал и раздели чуть ли не до гола.

Пресли и кино – малоизвестная страница его карьеры. А между тем снялся он в 30 фильмах, в которых, правда, варьировался один сюжет – история простого парня, вырвавшегося из низов. История самого Элвиса Пресли. В этих фильмах всегда было много песен, танцевальных номеров, в которых «Попка» был неподражаем. Коммерческий успех этих картин был феноменален, хотя художественности это им не прибавляло. Да разве в ней было дело. В фильмах можно было увидеть самого Элвиса Пресли с его «отталкивающей, отвратительной, двусмысленной улыбкой», которая опять-таки приводила в экстатическое неистовство

45

поклонников и в злобное бешенство противников.

Вот как описывает премьеру фильма «Люби меня, Тендер» одна немецкая журналистка. «Истерично крича и плача девочки, все до 20 лет, простояли у кинотеатра с 11 вечера до 8 утра, чтобы купить билет в кино. Утром полицейские попытались убедить их разойтись по домам и отправиться в школы. Но куда там, толпа неистовствовала и стражам порядка пришлось ретироваться, чтобы предотвратить нарастание агрессии. Однако после фильма зрители, в основном, зрительницы, устроили настоящую демонстрацию – теперь уже протеста – перед кинотеатром «Парамаунта», считая, что кинематографические воротилы оскорбили в этом фильме их кумира, показав его забинтованным, смертельно раненным, короче не таким, каким рассчитывали увидеть его они. Размахивая флагами и плакатами, на которых было написано имя Пресли, девушки угрожали разнести кинотеатр, так что полиции пришлось вмешаться вторично, применив на этот раз резиновые дубинки».

Однако сам Элвис Пресли иронически относился к своей кинематографической карьере, посмеивался над ролями, которые играл. Не то, чтобы он «плевал в колодец», ведь кино приносило ему огромные деньги, просто он понимал, что не был великим актером, а фильмы с его участием не были шедеврами. Их ценность и сегодня в личности Элвиса Пресли, в его «отвратительной усмешке», которой он очень гордился, в его исполнительской манере, в его песнях, в самом духе эпохи – эпохи рок-н-ролла, Кока-Колы, набриалиненного кока, кожаных курток и мотоциклов фирмы «Харли Дэвидсон», которые давали желанное чувство свободы.

46

Имя: Элвис Аарон Пресли

Прозвище: Элвис «The Pelvis» («Попка»)

Должность: «Король»

Место рождения: Эст Тупело (Мэмфис-Миссисипи), 8 января 1935 г.

Семья: Бедная, католическая. Отец. Вернон Пресли, регулярно терял работу. Мать, Глэдис Смит, была подвержена нервным расстройствам, родила двух близнецов, один из мальчиков умер, второй, Элвис, прожил 42 года.

Первый инструмент гитара, купленная матерью в 1946 году за 12 долларов 95 центов.

Последнее место работы: Шофер грузовика в Кроун Электрик Компани за 42 долл, в неделю.

Первый диск: «Все в порядке, мама», на обороте «Голубая луна Кентукки» записан 5 июля 1954 года в Мэмфисе на студии звукозаписи Сан Студиос.

Первый фильм «Люби меня, Тендер» (1956). Звуковая дорожка состоит из четырех песен Пресли.

Военная служба: 1958;59годы, личный номер ИС 53310761. Военная подготовка в форте Чаффи (Арканзас), служба в форте Худ (Техас), затем на базе НАТО в Германии.

Государстве иное состояние: 1 мая 1957 года женился на Присцилле Болью. Разведен 9 октября 1973 года. Имеет дочь Лизу Марию (1 февраля 1963 года).

Спортивные увлечения: карате, теннис.

Последний концерт; 26 июня 1977 года в Индианаполис (Маркет Скуэ Арена).

Дата смерти 16 августа 1977 года, в 15.30 в Баптистском Мемориальном Госпитале.

Радио: В Цинциннати есть одна радиостанция, WCVA, которая 24 часа в сутки передает исключительно песни Элвиса Пресли, интервью с ним, его друзьями, коллегами, поклонниками.

КОРОЛЬ СНОВА С НАМИ

По случаю пятнадцатилетия со дня смерти Короля рок-н-ролла Элвиса Пресли Уорнер Хоум Видео выпустил набор из трех кассет. Первая кассета «Преступный рок» – это самый популярный художественный фильм с участием Элвиса Пресли, история молодого непрофессионального певца, который попадает в тюрьму по подозрению в убийстве человека. А в это время, на воле, его песни становятся знамениты. Успех певца и драма человека, а еще чувства – любовь и дружба, которые жизнь подвергает серьезным испытаниям. Вторая кассета «Турне Элвиса Пресли» представляет собой биографию артиста и человека Элвиса Пресли, построенную на документальном материале концертов и интервью. Третья кассета «Элвис Пресли представляет» является оригинальной записью концерта в Лас Вегасе в 1969 году.

Параллельно с этой «трилогией» Уорнер выпустил в свет еще одну биографию Элвиса «Это Элвис», в которой реконструированы важнейшие моменты его юности, первые шаги на эстраде, а также собраны фрагменты концертов, интервью, фильмов.

Буена Виста Хоум Видео также выпустила в свет набор из двух кассет: «На сцене» – исследование новаторского характера музыки Пресли, а также ее влияния на музыкальную панораму своей эпохи; «Жизнь в ритме рока» – рассказ о личной жизни Короля.

В прокат поступили также четыре самостоятельных кассеты ВМС Видео: «68-ой. Возвращение» и «Одна ночь с вами» основаны на записях концерта, состоявшегося 3 декабря 1968, когда Элвис вернулся к своему зрителю после долгого творческого кризиса. «Привет с Гаваев» – запись телешоу, состоявшегося в январе 1973 года в Международном Центре Гонолулу; «56-ой. Начало» – подборка материалов о молодом Элвисе Пресли – очень юный, по-мальчишески худой, он еще ищет свой стиль, но он уже Король – и это не вызывает сомнений.

Материал подготовлен Л. Аловой

47

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+