Тюремный рок / Jailhouse Rock (1957)

Караваев Дмитрий. Элвис Пресли. Жизнь в ритме рока // Видео-Асс Известия. – 1998, № 37 (02). – С. 158-160.

ЛЕГЕНДА / ГОЛОС

ЭЛВИС ПРЕСЛИ

ЖИЗНЬ В РИТМЕ РОКА

Он сыграл в 33 фильмах. Из музыкантов, посягнувших на лавры кинозвезды, его превзошел разве что Фрэнк Синатра (более 60 ролей), но при этом не надо забывать, что экранная карьера Синатры составляет почти полвека, а Элвиса – всего 13 лет. Ни одна картина с его участием не провалилась в прокате. Несмотря на то что зрители брали приступом кинотеатры, критики всегда были единодушны в язвительных упреках и насмешках. Правда, сегодня некоторые из них говорят, что, появись «Криминальное чтиво» в середине 60-х, в роли Винсента Веги мы увидели бы не Травольту, а Пресли.

158

ЕРШИСТЫЙ ОРФЕЙ

Своего первого киногероя – благородного красавца Клинта Рено в костюмной мелодраме «Люби меня нежно» – Элвис сыграл в 56-м. три года спустя после выпуска своей первой пластинки. Объяснялось все очень просто: продюсер Пресли, «полковник» Том Паркер, решил, что пора приступить к раскрутке молодой звезды в кино и на телевидении. Сегодня этот фильм вспоминают, пожалуй, только из-за забавных «накладок» (в быт середины XIX века как-то попали мелькнувший на заднем плане автомобиль и застежка-молния), но зрители 50-х были без ума от четырех песен Элвиса и его коронного виляния бедрами.

Вышедший на экраны годом позже «Тюремный рок» довел зрителя до экстаза. Герой Элвиса стал заметно «круче» и современнее – оказавшись за решеткой после неумышленного убийства, Винс Эверетт был неплох и в кулачной драке, и с гитарой в руках. Из шести песен, вошедших в картину, суперхитом стал «Тюремный рок», который Винс исполнял на концерте тюремной самодеятельности. В актерской игре Элвиса чувствовалась живая, импульсивная энергия, хотя в розовом «кадиллаке» с откидным верхом он выглядел более убедительно, чем в тюремной робе.

В «Креольском короле» (1958) Элвис предстал в образе молодого певца ночного клуба, жизнь и карьера которого осложнялась взаимоотношениями с воротилами местной мафии. Число песен увеличилось до одиннадцати. Соединяя в своем герое «сладкоголосого Орфея» и «ершистого парня» (а попросту говоря, играя самого себя), Элвис исправно следовал схеме, предложенной Паркером, но при этом у певца появились навыки и вкус к актерской игре.

Роли 60-го привели Элвиса на перепутье. В вестерне «Пылающая звезда» Дона Сигела он неожиданно по-новому сыграл сына индианки и белого, раздираемого противоречиями в этническом конфликте. А игра по старой схеме была продолжена «Солдатским блюзом» Нормана Торога: эффектно смотревшийся в отутюженной форме сержанта-танкиста, Элвис исполнял одиннадцать песен (в том числе знаменитые «Голубые замшевые туфли») и крутил роман с танцовщицей из кабаре. Паркер решительно заявил, что «заигрывания» с серьезной драмой надо оставить раз и навсегда.

ПОБЕДА ВИНИЛОВОЙ ПЛАСТИНКИ

Фильмы 1961 – 1966 годов – это череда попыток снабдить «короля» и его песни экзотическим фоном и сексапильными партнершами. Герои Элвиса попадают на Гавайи («Голубые Гавайи»). в Мексику («Развлечение в Акапулько») или на Ближний Восток («Харум-Скарум»), достоинства своих фигур демонстрируют Урсула Андресс или Мэри-Энн Мобли (бывшая «мисс Америка»), но ни для Элвиса, ни для зрителя это не имеет никакого значения. Он может быть боксером, водо-

159

лазом или автогонщиком, но главное – чтобы почаще брал в руки гитару и. улыбнувшись своей знаменитой кривой улыбкой, начинал петь (в фонограмме «Голубых Гавай» – 14 песен!).

«Полковник» зорко следил за тем, чтобы «фон» не забивал «солиста». В музыкальной комедии Джорджа Сиднея «Да здравствует Лас-Вегас!» (1964) партнершей Элвиса была молодая Анн-Маргрет, чьи музыкальные и актерские способности были заметны даже в дуэте с «королем рок-н-ролла». Когда Элвису предложили еще раз выступить в этой удачной связке («Пока, пташка!»), Паркер наотрез отказался.

Однако главная угроза экранной популярности «короля» скрывалась не в рамке кадра, а на виниловой пластинке – той самой, благодаря которой Пресли и стал кумиром: революция в поп-музыке и молодежной моде заметно девальвировала ценность «золотых дисков» Элвиса, а заодно и фильмов с его песнями.

ОН МОГ БЫ СТАТЬ «ПОЛНОЧНЫМ КОВБОЕМ»

Как ни странно, но даже в разгар «битломании» второсортные картины с участием Элвиса собирали полный зал. Как же сильно надо было «балдеть» от его хитов («Когда святые маршируют», «Длинноногая девчонка»), чтобы по нескольку раз «наслаждаться» вялой мелодрамой «Фрэнки и Джонни» Ф. де Кордовы или безвкусной комедией «Двойная неприятность» Н. Торога.

Все же новая эпоха не обошла стороной и фильмы Элвиса. Шевелюра его героев становится длиннее, зато число исполняемых песен идет на убыль. Продюсеры вспоминают о неразвитом успехе «Пылающей звезды» – и Пресли вновь снимается в вестернах («Уходи, Джо!», «Чарро»). В «Чарро» он поет всего одну песню и борется с целой бандой злоумышленников за обладание драгоценным ружьем-реликвией. Наверное, если бы это была гитара, лента была бы удачнее…

Последней ролью Элвиса в кино стал «социальный персонаж» – доктор Карпентер в «Смене привычки» (1969) У. Грэма. Этот необычный для Пресли герой работает в гетто для «цветных», поет псалмы и становится объектом греховной страсти молодой монахини (Мэри Тайлер Мур). Однако и здесь для большинства зрителей Элвис остался Элвисом и больше никем.

Смог бы он по-настоящему найти себя в кино? Скорее всего, да – если бы ушел из-под опеки и сыграл в действительно эпохальных картинах. Ведь ему предлагались роли и в «Вестсайдской истории», и в «Полночном ковбое» (где «его» Джо Бака сыграл Йон Войт), и в римейке мюзикла «Звезда родилась» (там он выступал бы партнером Барбры Стрейзанд). А что касается постмодернистского кино 90-х, то для него Элвис был бы просто находкой.

Дмитрий КАРАВАЕВ

160

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+