Убийство в «Восточном экспресс» / Murder on the Orient Express (2017)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Убийство в Восточном экспрессе» (варианты написания названия).
США, Мальта.
Продолжительность 114 минут.
Режиссёр Кеннет Брана.
Автор сценария Майкл Грин по роману Агаты Кристи.
Композитор Патрик Дойл.
Оператор Харис Замбарлукос.
Жанр: криминальный фильм, драма, детектив
Краткое содержание
Эркюль Пуаро (Кеннет Брана), быстро установив виновного в краже бесценной реликвии в Иерусалиме, стараниями старого знакомого Бука (Том Бейтман) получает место в спальном вагоне «Восточного экспресса». В поезде прославленный детектив бельгийского происхождения знакомится с Эдвардом Рэтчеттом (Джонни Депп), представившимся торговцем антиквариатом и прочими экзотическими для Европы товарами, который делает щедрое предложение — обеспечить его безопасность за солидное вознаграждение. Месье Пуаро отказывается, а ночью, когда железнодорожный состав из-за снежной лавины застревает в югославских горах, того убивают…
Также в ролях: Пенелопа Крус (Пилар Эстравадос), Уиллем Дефо (Герхард Хардман, он же Сайрус Бетман), Джуди Денч (княгиня Драгомирова), Джош Гэд (Гектор МакКуин), Дерек Джекоби (Эдвард Генри Мастерман), Лесли Одом-мл. (доктор Арбетнот), Мишель Пфайффер (Кэролайн Хаббард, она же Линда Арден), Дэйзи Ридли (Мэри Гермиона Дебенхем), Оливия Колман (Хильдегард Шмидт), Люси Бойнтон (графиня Андрени, она же Хелена Гольденберг), Марван Кензари (Пьер Мишель), Мануэль Гарсиа-Рульфо (Биниаимино Маркес).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.01.2019
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Присоединяюсь к числу тех почитателей творческого наследия Агаты Кристи, кто счёл неуместным некоторые детали в облике Эркюля Пуаро, в первую очередь – пышные усы: они хоть и являлись предметом гордости знаменитого на весь мир сыщика-бельгийца, но всё-таки вряд ли занимали (в представлении писательницы) пол-лица… Да и в целом Кеннет Брана, явно опасаясь сравнений с маститыми коллегами, воплощавшими тот же образ ранее (прежде всего, разумеется, с Альбертом Финни и с Дэвидом Суше), несколько перестарался, прививая персонажу яркие, с нотками эксцентричности привычки и черты характера. Вспомним, с какой настойчивостью тот измеряет куриные яйца, которые необходимо варить ровно четыре минуты – и которые должны быть не только свежими, а ещё и одинаковыми по размеру и форме! Конечно, уловки такого рода работают и на отвлечение внимания потенциальных виновников и соучастников преступления, но вместе с тем – выдают педантичность натуры лучшего из ныне живущих детективов, как старина Эркюль без тени смущения величает сам себя. Неспроста же Пуаро просит то одного, то другого собеседника поправить свой галстук, на дух не перенося неряшливости… И тем не менее новая версия незабываемого (в рамках жанра – отнесённого к золотой классике) романа, впервые вышедшего отдельным изданием в 1934-м году, производит сильное впечатление, вовсе не оставляя по завершении сеанса с ощущением, что солидный коммерческий успех1 следует всецело отнести на счёт грамотно проведённой маркетинговой кампании.
Здесь, скорее, удивляют претензии в том духе, что сценарист Майкл Грин привнёс в действие мало нововведений. Но ведь слишком сильно отойти от коллизий литературного первоисточника (такого литературного первоисточника), не исказив суть замысла, авторы решительно не могли. У них, собственно, и не оставалось иного выхода, кроме как изменить отдельные второстепенные детали и сместить акценты, не столь подробно показав продвижение Пуаро к цели – складывание по кусочкам изощрённой головоломки. Так, вместо возвращающегося из Индии британского полковника Арбетнота и греческого доктора Ставроса Константина на экране предстаёт темнокожий (!) врач Джон Арбетнот, чьё армейское прошлое выясняется в ходе дознания. И Сайрус Бетман, работающий на агентство Пинкертона, недаром выдаёт себя за австрийского профессора Герхарда Хардмана, не стесняющегося озвучивать в приличной компании вызывающе расистские (нацистские?) взгляды. Кристи помимо того, что потрясающе точно обрисовала нравы эпохи (сообщество тех, кого якобы случай свёл в «Восточном экспрессе», невольно начинало восприниматься коллективным портретом Запада), сумела замечательно воспроизвести атмосферу периода между двумя мировыми войнами – передать смутное предощущение новой надвигающейся катастрофы. Как нетрудно догадаться, Кеннет усиливает этот мотив, всячески подчёркивая, что мир оказался в очень опасном положении – подобно поезду, сошедшему с рельсов и находящемуся на мосту (зависшему над пропастью!). И от проницательного сыщика, старающегося не поддаваться сложившимся стереотипам, в каком-то смысле зависит, получится ли сохранить мир. Ведь и в остроумном прологе именно ему удалось удержать от резни приверженцев разных религий (христианства, ислама, иудаизма), готовых вступиться за священнослужителей, обвиняемых в постыдном воровстве.
Брана использует незаурядный режиссёрский талант, стараясь, чтобы детективная интрига таила сюрпризы даже для тех (многочисленных!) зрителей, кто прекрасно помнит перипетии закрученного сюжета. Доходит до того, что на Кэролайн Хаббард совершается нападение с ножом – орудием убийства, а самого Эркюля ранит в плечо, выстрелив из пистолета, Арбетнот, берущий вину на себя. Нельзя не отметить и блестящий исполнительский состав; особо выделю, пожалуй, Джонни Деппа в резко отрицательной роли мерзавца с отталкивающей (изуродованной старыми шрамами) физиономией, в личности которого наклонности душегуба и законченного циника оставили глубокие отметины. Однако не менее важно, что постановщик и ведущий актёр приложил неимоверные усилия, чтобы сделать по-настоящему пронзительной развязку, когда Пуаро не просто выводит самопровозглашённых вершителей правосудия на чистую воду. Вопреки профессиональному кредо, он отказывается доводить истину до сведения местных правоохранительных органов, пожелав всем, включая себя, некогда не успевшего откликнуться на просьбу безутешного мистера Армстронга, обрести долгожданный внутренний покой. Достойное завершение расследования… Признаться, сложно скрыть радость, услышав под занавес, что светилу с нетерпением ждут в Египте, на этом треклятом Ниле.
.
__________
1 – При бюджете в $55 млн. (не сравнить со средствами, выделенными Сидни Люмету!) общемировые кассовые сборы составили $351,7 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий