Убийцы / The Killers (1946)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Убийцы» Эрнеста Хемингуэя» / «Ernest Hemingway’s The Killers» (полное название).
США.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Роберт Сиодмарк (номинация на «Оскар»).
Авторы сценария Энтони Вейллер (номинация на «Оскар»), Джон Хьюстон (без указания в титрах), Ричард Брукс (без указания в титрах) по рассказу Эрнеста Хемингуэя.
Композитор Миклош Рожа (номинация на «Оскар»).
Оператор Элвуд Бределл.
Также на премию «Оскар» номинировался Артур Хилтон (монтаж).
Жанр: криминальный фильм, драма, нуар, детектив
Краткое содержание
Страховой следователь Джим Рирдон (Эдмонд О’Брайен) получает задание разобраться в необычном случае. Пит Лунд (Берт Ланкастер), работавший на местной автозаправочной станции и известный как «Швед», застрелен чужаками, Максом (Уильям Конрад) и Алем (Чарльз МакГроу). Его жизнь была застрахована на две с половиной тысячи долларов, причём выгодоприобретателем является Мэри Эллен «Квини» Доэрти (Квини Смит), с трудом вспомнившая убитого… Джим убеждает начальство дать время, чтобы получше разобраться в обстоятельствах преступления.
Также в ролях: Ава Гарднер (Китти Коллинс), Альберт Деккер (Большой Джим Колфэкс), Сэм Левен (лейтенант полиции Сэм Любински), Винс Барнетт (Чарльстон), Вирджиния Кристин (Лилли Хармон Любински), Джек Ламберт («Дам-Дам» Кларк), Чарльз Д. Браун (Паки Робинсон), Дональд МакБрайд (Р.С. Кеньон), в эпизоде Джефф Кори (Блинки Франклин, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.06.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Имя и фамилия Эрнеста Хемингуэя гордо красуются во вступительных титрах – над заголовком, а между тем фильм можно лишь с большой натяжкой назвать «экранизацией» одноимённого рассказа, впервые опубликованного на страницах Scribner’s Magazine в 1927-м году. Фактически литературный первоисточник послужил кинодраматургу Энтони Вейллеру1 своеобразной отправной точкой – завязкой, уместившись в двадцатиминутный пролог. Основная часть повествования является попыткой кинематографистов разгадать загадки, оставленные читателю… Казалось бы, такое решение в корне противоречит замыслу небольшого по объёму произведения, причисляемого к шедеврам прославленного американского писателя – во всяком случае высоко ценимого и теми, кто (подобно Владимиру Набокову) не слишком лестно отзывался о творчестве автора в целом. Вместе с тем сам Хемингуэй, уступивший права на киноверсию продюсеру Марку Хеллингеру за $36 тысяч, положительно отозвался о ленте, притом что чаще не жаловал голливудских мастеров, обращавшихся к его прозе.
В рассказе исчерпывающе точно передана атмосфера времён «сухого закона» (к тому же, сюжет развёртывается в городке Саммит, находящемся, по уверению Эрнеста, близ Чикаго), запомнившегося невиданным расцветом организованной преступности. Однако за минувшие годы и даже десятилетия кардинально ничего не изменилось – и Рирдона удивляют не гангстерские разборки как таковые, а, скорее, сопутствующие обстоятельства. Выясняется слишком много такого, что и страховому следователю, привыкшему иметь дело с разного рода мошенническими схемами, инсценировками убийств и т.д., представляется странным. Поведение «Шведа», отказавшегося бороться за жизнь, покорно приняв судьбу, конечно, наталкивало на предположение, что ответы надлежит искать в прошлом, но Джим явно не рассчитывал наткнуться на столь изощрённое переплетение амбиций и интриг.
Дебютанту Берту Ланкастеру повезло, как мало кому из новичков, и успех ленты, принёсшей $2,5 млн. прокатной платы, снискавшей благосклонные отзывы кинокритиков и очень быстро отнесённой к вершинным достижениям в нуаре, в известной степени предопределил дальнейшее развитие его профессиональной карьеры. Мотивы, которыми руководствовался Лунд, он же Оле Андерсон, так и останутся не вполне прояснёнными для Рирдона, сотворившего почти невозможное – воссоздавшего по крупицам сведений картину того, что произошло давно и, как говорится, поросло быльём. Талантливый боксёр, получивший травму руки, готов проявить редкостное великодушие, отправившись в тюрьму вместо мисс Коллинс; Ава Гарднер очень выразительна в образе «роковой женщины», не устающей подчёркивать свою «кошачью» – сообразно имени – грацию и… хватку. И согласие «Шведа» принять участие в опасном ограблении выглядит, мягко говоря, необдуманным… Прямо-таки напрашивающееся из-за схожести тематики сравнение с «Двойной страховкой» /1944/ заставляет отметить заметно усложнённую (прежде всего – введением долгих флешбэков) структуру повествования, требовавшую предельной концентрации внимания публики. Парадокс заключается в том, что упорный, въедливый, проницательный следователь сумеет-таки выполнить служебный долг – найдёт похищенные налётчиками двести пятьдесят тысяч долларов, благодаря чему компания в следующем году снизит тарифы аж на одну десятую цента. Однако мятущаяся, по-своему благородная натура Пита-Оле, на чьи похороны придут немногочисленные знакомые (друг детства, ставший полицейским, менеджер и тренер, бывший сокамерник), останется никем толком не познанной. Иными словами, мысль Эрнеста Хемингуэя получает неожиданное подтверждение на новом уровне – при условии, что кое-кто приложит колоссальные усилия в надежде понять, что же послужило причиной происшествия, начавшегося с прибытия в закусочную двух таинственных убийц.
.
__________
1 – Кроме того, анонимное участие в работе над сценарием приняли Джон Хьюстон и Ричард Брукс, больше известные на режиссёрском поприще.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Данилов С. Босоногая графиня // Новости видео. – 1991, № 07 (14). – С. 3.
Карцева Е. Парень из нашего штата // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 27. – С. 107-110.
Карцева Е. Списки покоренных сердец // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 27. – С. 148-149.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий