В чём дело, док? / What’s Up, Doc? (1972)
Другие названия: «В чём дело, профессор?» (вариант перевода названия), «Мелькание тигра» / «A Glimpse of Tiger» (рабочее название).
США.
Продолжительность 94 минуты.
Режиссёр Питер Богданович.
Авторы сценария Бак Генри, Дэвид Ньюман, Роберт Бентон по сюжету Питера Богдановича.
Композитор Арти Батлер (без указания в титрах).
Оператор Ласло Ковач.
Жанр: комедия, мелодрама
Краткое содержание
Доктор Говард Баннистер (Райан О’Нил), музыковед из Музыкальной консерватории Айовы, прилетает вместе с невестой Юнис Бёрнс (Мэдлин Кан, номинация на «Золотой глобус») на банкет, на котором филантроп Фредерик Ларраби (Остин Пендлтон) должен принять окончательное решение, кому выделит грант в двадцать тысяч долларов: ему или другому исследователю – Хью Саймону (Кеннет Марс). С вечно рассеянным Говардом навязчиво знакомится Джуди Максвелл (Барбра Стрейзанд), нагловатая, эксцентричная, но не обделённая обаянием особа. Чего хочет эта странная девушка?..
Также в ролях: Майкл Мерфи (мистер Смит), Филип Рот (мистер Джонс), Соррелл Бук (Гарри), Штефан Гираш (Фриц), Мэйбл Альбертсон (Миссис ван Хоскинс), Лиам Данн (судья Максвелл), Рэнди Куэйд (профессор Хоскит), М. Эммет Уолш (офицер), Кевин О’Нил (посыльный), Патриция О’Нил (дама в самолёте).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.11.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Есть определённый соблазн перевести англоязычное словосочетание «screwball comedy», дословно означающее ‘сумасбродная комедия’, как ‘эксцентрическая комедия’. Но на самом деле это не совсем так. Американцы ввели этот термин для обозначения конкретного поджанра, оформившегося в «золотой век» Голливуда: имеются в виду юмористические произведения об отношениях мужчины и женщины – но только более забавных, диких, необузданных, чем в традиционных романтических комедиях. Иными словами, подразумевается наличие пародийного начала. В нашем же понимании комедия эксцентрическая может быть, в принципе, любой по тематике: главное – наличие конкретного инструментария для извлечения смеха. Подтверждением тому служит хотя бы немеркнущий гайдаевский киноальманах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» /1965/, где рассказаны три совсем разные истории… Питер Богданович же решил поиграть в чистое «сумасбродство», взяв за ориентир искромётное «Воспитание крошки» /1938/.
Поначалу мотивы Джуди представляются совершенно неясными, особенно Говарду (между прочим, тёзке режиссёра Хоукса), рассеянному, вечно витающему в облаках – только и думающему, что об извлечении музыки из бездушных камней. И всё равно сразу закрадывается подозрение, что незнакомка не является заурядной воровкой на доверии или мошенницей, даже если обманом проникает в гостиничный номер, предварительно заказав еду, выдаёт себя за жену Баннистера в аптеке, наконец, под видом его невесты проникает на банкет. Если Райан О’Нил получил шанс поглумиться над сентиментальным имиджем, сложившимся благодаря феноменально популярной «Истории любви» /1970/1, то Барбра Стрейзанд – раскрывается во всём блеске своего таланта (и необузданного темперамента!). В дополнение к шалостям лже-Юнис, на самом-то деле – интеллектуалки, эрудитки, вечной студентки, возникает путаница с клетчатыми дорожными сумками, содержимое которых (сверхсекретные правительственные документы и бриллианты престарелой светской львицы) заинтересовало опасных людей. Без путаницы, оборачивающейся пожаром в гостинице и под занавес – умопомрачительной погоней по Сан-Франциско (да-да, по следам старины Буллита!), точно не обойтись.
Впрочем, замысел Богдановича даже хитрее. В название вынесен коронный вопрос Багза Банни, которому Джуди явно подражает, хрумкая морковкой, а позже в самолёте ещё и показывают одноимённый мультфильм Роберта МакКимсона из цикла Looney Tunes. Да и в целом Питер мало-помалу прощупывает эстетику игровой анимации, впоследствии получившую развитие в постановках Хэла Нидэма, Тима Бёртона, Майкла Дэвиса. Режиссёр-продюсер, курировавший процесс написания сценария Баком Генри и (независимо) Дэвидом Ньюманом с Робертом Бентоном, словно задался целью проверить, не слишком ли абсурдной кажется мысль о «картунности» окружающего нас мира? На поверку оказалось, что отнюдь нет! Апофеозом тотального бедлама становится… суд, где участники безобразия без умолку галдят, сваливают друг на друга вину и путано излагают суть того, что произошло. Видимо, Джуди это не впервой… Вместе с тем авторы завершают повествование на трогательной, сентиментальной ноте, прозрачно намекнув, что нежное чувство может возникнуть и в обстановке раздражающего кавардака. Широкая публика с огромным энтузиазмом встретила ленту, собравшую порядка $66 млн.2 при бюджете $4 млн.
.
__________
1 – Особенно забавно слышать комментарий по поводу прозвучавшей в картине Артура Хиллера философской максимы.
2 – Помимо результата сезона 1972-го сумма включает поступления от повторных выпусков.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий