В пустыне и в джунглях / W pustyni i w puszczy (1973)

В пустыне и в джунглях / W pustyni i w puszczy (1973): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «В пустыне и в джунглях» / «В пустыне и на дикой местности» / «В пустыне и в пустынной местности» / «In Desert and Wilderness» (международное англоязычное название), «В дебрях Африки» / «В недрах Африки» (варианты перевода названия).

Польша.
Продолжительность 195 минут.

Режиссёр Владислав Шлесицкий.

Автор сценария Владислав Шлесицкий по повести Генрика Сенкевича.

Композитор Анджей Коржинский.
Оператор Богуслав Ламбах.

Жанр: приключенческий фильм

Краткое содержание
Четырнадцатилетний Стась (Томаш Меджак) и восьмилетняя Нель (Моника Роска), воспитываемые вдовствующими отцами — инженерами, работающими на строительстве Суэцкого канала, поляком Владиславом Тарковским (Станислав Ясюкевич) и англичанином Джорджем Роулайсоном (Эдмунд Феттинг), оказываются в заложниках у сторонников Мухаммеда Ахмеда (Менам Абу Эль Фатух). Похитители рассчитывают обменять детей на Фатьму, двоюродную сестру Махди, арестованную египетскими властями, и им предстоит крайне сложное и опасное путешествие через ливийскую пустыню — от Фаюма до Хартума.

Также в ролях: Эмос Банго (Кали), Малийа Мекки (Меа), Ахмад Хегази (Гебр), Ибрахим Шеми (Идрис), Ахмед Марей (Хамис), Зыгмунт Мачейевский (Линде).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.01.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

В пустыне и в джунглях / W pustyni i w puszczy (1973): кадр из фильма
Как брат и сестра

Одноимённая (известна у нас под названием «В дебрях Африки») повесть, впервые опубликованная в 1912-м году, стоит особняком в творчестве Генрика Сенкевича уже по той причине, что выдающийся польский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, больше не оставил произведений, предназначенных для детей и подростков. И фильм, наверное, не смог бы достичь столь впечатляющего результата, почти сравнявшись1 с абсолютным рекордсменом национального кинопроката – «Крестоносцами» /1960/, если б Владислав Шлесицкий, следуя примеру Александра Форда, не сделал упор на приключенческую составляющую истории. Съёмки, проходившие в Египте, Судане и Болгарии, не обделены размахом и сложностью, особенно когда речь идёт о самых опасных этапах изнурительного путешествия по безжизненной пустыне. Стасю, по-братски заботящемуся о Нель, предстоит возмужать и в самый ответственный момент – проявить себя состоявшимся воином, для которого личная отвага и смекалка (умение безошибочно оценить обстановку) не менее важны, чем навыки меткой стрельбы. В принципе, достойно удивления (и похвалы), что режиссёр-сценарист сумел так органично совместить трогательные, подчас сентиментальные фрагменты вроде приручения девочкой попавшего в западню слона – с героическими. Допустим, с эпизодом скоротечного освобождения темнокожих невольников, нападающих на стоянку людей Смаина в ночной тиши. Жаль, что юные дарования, выбранные из семи тысяч кандидатов (пять тысяч претендовали на роль девочки, две тысячи – на роль отрока), впоследствии себя никак не проявили в кинематографе: Моника Роска вообще не снималась, а Томаш Меджак отмечался преимущественно на втором плане.

В пустыне и в джунглях / W pustyni i w puszczy (1973): кадр из фильма
В дебрях Африки

Что и говорить, «В пустыне и в джунглях» по сей день смотрятся с неподдельным интересом – при внушительном хронометраже! Спустя год с небольшим после премьеры авторы выпустили телевизионную версию2, не просто разбив повествование на четыре (вместо двух) серии, но и убрав некоторые сцены, добавив новые, отснятые, но ранее не использованные, частично перемонтировав и переозвучив материал. Казалось бы, это обстоятельство подтверждает верность впечатлений о ленте как об образцовом зрелище для всей семьи… Вместе с тем постановка кинематографиста, всё-таки не относимого к крупным мастерам «польской школы» (хотя и являвшегося лауреатом ряда наград, в том числе за ранние документальные работы), воспринимается очень характерным произведением социалистического искусства. Наблюдая за приключениями Стася и Нель, Шлесицкий не упускает возможности обстоятельно, диалектически (во всяком случае не хуже того же Форда) охарактеризовать историческую обстановку: судьбы народов отнюдь не меркнут – в пику многим голливудским кинополотнам – на фоне участи героев. Подход режиссёра не носит схематично-упрощённого характера – не ограничивается, скажем, дежурным осуждением политики колониализма. Желание присоединиться к национально-освободительному движению всё-таки не оправдывает совершённого Хамисом предательства, а последователи так называемого Махди чинят не меньше беззакония и зверств, чем иноземные эксплуататоры, обращая африканцев в рабство целыми поселениями. До подлинного благородства и самоотверженности, продемонстрированных молодым поляком, им оказывается далеко. Мир не делится исключительно на чёрное и белое – даже в малонаселённых областях: в пустыне и в джунглях.

.

__________
1 – Аудитория составила почти 31 миллион человек!
2 – Именно её приобрёл и осенью 1975-го показал американский кабельный телеканал HBO.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+