В случае убийства набирайте «М» / Dial M for Murder (1954)

В случае убийства набирайте «М» / Dial M for Murder (1954): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «В случае убийства набирайте ‘М’» / «Dial ‘M’ for Murder» (альтернативный вариант написания названия), «В случае убийства набирайте «М» Альфреда Хичкока» / «Alfred Hitchcock’s Dial M for Murder» (полное название).

США.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Альфред Хичкок.

Автор сценария Фредерик Нотт по пьесе Фредерика Нотта.

Композитор Дмитрий Тёмкин.

Оператор Роберт Бёркс.

Жанр: криминальный фильм, триллер, детектив

Краткое содержание
Тони Вендис (Рэй Милланд), профессиональный теннисист, воспользовавшись отсутствием жены Марго (Грейс Келли), приглашает к себе домой Чарльза Александра Суонна (Энтони Доусон). Хозяин даёт гостю понять, что предлог, под которым убедил того прийти (интерес к автомобилю, выставленному на продажу), — ложный. На самом деле Тони намерен принудить Чарльза, своего бывшего соученика по Кембриджскому университету, убить супругу, изменяющую мужу с американским писателем Марком Холлидэем (Роберт Каммингс), смерть которой, кроме того, принесёт вдовцу крупную сумму денег. План давно разработан в деталях. Суонну приходится согласиться…

Также в ролях: Джон Уильямс (старший инспектор Хаббард), Лео Бритт (рассказчик), Патрик Аллен (детектив Пирсон), Джордж Лей (детектив Уильямс), Джордж Олдерсон (первый детектив), Робин Хьюз (сержант О’Брайен).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.04.2020

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

В случае убийства набирайте «М» / Dial M for Murder (1954): кадр из фильма
Джентльмен…

Может показаться, что Альфред Хичкок, сохранявший неизменный интерес к передовым методам съёмок, на сей раз – загорелся желанием освоить потенциал стереокинематографа (подобно использованию сверхдлинных планов-эпизодов в «Верёвке» /1948/). Однако на самом деле идея исходила от чиновников Warner Bros., в то время как режиссёр пребывал в убеждении, что мода на новинку быстро иссякнет – и что фильм пройдёт по экранам большей частью в привычном формате. Так и случилось, хотя ощутимый коммерческий успех1 позже (в феврале 1980-го, незадолго до кончины мастера) побудил руководство кинокомпании устроить повторную премьеру именно 3D-версии ленты. Говорить о прорыве в данной области, пожалуй, не приходится, однако постановщик честно постарался задействовать соответствующие выразительные средства по максимуму – и это при той камерной обстановке, в какой развёртываются перипетии! Мало того, Альфред и оператор Роберт Бёркс прибегли к неординарному цветовому решению, в первую очередь – в отношении несчастной Марго, оттенки одежды которой постепенно становятся темнее и темнее…

В случае убийства набирайте «М» / Dial M for Murder (1954): кадр из фильма
Убийство совершается

Впрочем, на такого рода моменты на протяжении сеанса обращаешь внимание в последнюю очередь. Чуть ли не с первых кадров поражаешься тому, с каким напряжением, неотрывно, увлечённо следишь за развитием сюжета, ограниченного четырьмя стенами квартиры Вендисов, пусть единство места и не соблюдается строго (в частности, Тони и Марк направляются в день преступления на вечеринку). Здесь, конечно, нельзя не отдать должного талантливому английскому драматургу Фредерику Нотту, тем более что спектакли оказались тепло приняты на сценах Лондона и Бродвея. Но вереница новых экранизаций, включая тусклый вольный римейк под названием «Идеальное убийство» /1998/, невольно подтвердила догадку, что главным оставалось всё-таки мастерство кинорежиссёра. Даже не актёрские работы, притом что Рэй Милланд и особенно Грейс Келли могли по праву гордиться ролями. Сэр Хичкок, придерживавшийся собственной (между прочим, отдалённо созвучной точке зрения французского киноведа Андре Базена) концепции в отношении переложения пьес на киноязык, отказался придерживаться примитивно понятой кинематографической специфики. Практика подтвердила его правоту в стремлении сохранить ту же, что и на подмостках, высокую степень концентрации действия, вовсе не требующую «разбавления» проходными сценами, призванными ослабить у зрителя ощущение клаустрофобии. Зачем?!

В случае убийства набирайте «М» / Dial M for Murder (1954): кадр из фильма
Всё хорошо

Смысл названия, навевающего ассоциации с шедевром Фрица Ланга, раскрывается в эпизоде, где Тони, как заранее условился с Чарльзом, звонит с телефона-автомата домой: мы видим на дисковом номеронабирателе (над цифрой 6) буквы M и N. Мистеру Вендису, выпускнику Кембриджского университета (кстати, принципиальный нюанс) и профессиональному спортсмену2, мало спланировать вплоть до деталей и неспешно, на протяжении длительного времени подготовить преступление – необходимо было ещё и лично осуществить контроль! Но даже это не помогает. Холлидэй, собаку съевший на сочинении детективных романов, проницательно замечает, что на страницах литературного произведения всё выглядит гладко, однако в жизни – возникают тысячи непредвиденных мелочей, грозящих расстроить самую безукоризненную, блестяще продуманную затею. Преступника не спасает и незаурядный интеллект – умение мгновенно оценить ситуацию и повернуть неблагоприятно сложившиеся обстоятельства в свою пользу. Подвести чудом уцелевшую жену под смертный приговор, ловко подбросив улики, – немногим хуже, чем заставить бывшего соученика, индивида с подмоченной репутацией и уголовным прошлым, задушить её. «Идеальное убийство» оборачивается пусть не идеальным, зато результативным расследованием – и старший инспектор Хаббард вполне справедливо бросает упрёк по поводу сыщиков-любителей, мнящих себя умнее будто бы недалёких полицейских. Правота того, кто, уязвлённый супружеской изменой, надеялся получить достойную компенсацию, на поверку оказывается мнимой… Надо видеть лицо узнавшей истину Марго, тоже натуры небезгрешной, в чьей голове решительно не укладывается, как мог муж отважиться на такое. Внутренняя опустошённость уступает место гневу, а Тони, понявшему, что попался в ловушку, остаётся делать хорошую мину при плохой игре, предложив дражайшей половине, её любовнику и детективу насладиться вкусом спиртного напитка.

.

__________
1 – При бюджете $1,4 млн. кассовые сборы составили порядка $6 млн., прокатная плата – $3,5 млн.
2 – Увлечение теннисом не только выдаёт соответствующие пристрастия Нотта, но и воспринимается отсылкой к «Незнакомцам в поезде» /1951/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+