В зоне особого внимания / V zone osobogo vnimaniya (1978)

В зоне особого внимания / V zone osobogo vnimaniya (1978): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «В зоне особого внимания» / «In the Zone of Special Attention» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 98 минут.

Режиссёр Андрей Малюков.

Автор сценария Евгений Месяцев.

Композитор Марк Минков.

Оператор Игорь Богданов.

Жанр: фильм действия

Краткое содержание
Идут армейские учения. Штаб «Южных» разрабатывает наступательную операцию силами гвардейского парашютно-десантного полка. На территорию условного противника забрасываются три разведывательно-диверсионные группы, основной задачей которых является захват замаскированного командного пункта (ЗКП) «Северных». На усиление лейтенанту Виктору Павловичу Тарасову (Борис Галкин) придают опытного прапорщика Александра Ивановича Волентира (Михай Волонтир, озв. Николай Губенко). Десантникам придётся туго, поскольку их поимкой занимается майор Геннадий Семёнович Морошкин (Анатолий Кузнецов), крупный специалист по антидиверсионной борьбе.

Также в ролях: Александр Пятков (капитан «Северных» Зуев), Владимир Заманский (гвардии полковник, командир полка «Южных»), Олег Голубицкий (гвардии подполковник «Южных» Олег Борисович), Борис Бачурин (гвардии лейтенант «Южных» Пахомов), Михаил Чигарёв (гвардии старший лейтенант «Южных» Кириков), Анатолий Ведёнкин (гвардии прапорщик «Северных»), Иван Агафонов (подполковник милиции), Елена Кузьмина (продавщица), Николай Крюков (лесничий, дед Пугачёва), Елена Цыплакова (внучка лесника Настя), Михаил Кокшенов (гвардии майор «Южных» Смолин), Сергей Подгорный (солдат-водитель в магазине), Юрий Чернов (дежурный «Северных»), Геннадий Чулков (подполковник, начальник разведки «Северных»), Ирена Леонавичюте-Браткаускене (телефонистка).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.01.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

В зоне особого внимания / V zone osobogo vnimaniya (1978): кадр из фильма
Боевые товарищи

С течением времени постановка Андрея Малюкова по сценарию Евгения Месяцева, взявшего за основу подлинный случай (в ходе учений четверо военнослужащих обезвредили рецидивистов, сбежавших из колонии), о котором ранее написал репортаж, приобрела особую значимость. Сегодня впору удивляться тому, что фильм, хотя и снискал тёплый приём (35,4 млн. проданных билетов), не попал в число рекордсменов кинопроката подобно «Пиратам XX века» /1980/. Однако всплеск интереса у будущих защитников Отечества к воздушно-десантным, «продуваемым всеми ветрами» (воспользуемся словами звучащей под занавес бравой «Песни десантников» композитора Марка Минкова и автора текста Игоря Шаферана) войскам был колоссальным, выразившись хотя бы в десятикратном увеличении желающих поступить в РВВДКУ. И горячая благодарность, лично высказанная артисту Борису Галкину генералом Евгением Подколзиным, уже не покажется преувеличением.

В зоне особого внимания / V zone osobogo vnimaniya (1978): кадр из фильма
Морошкин вышел на след

Мастерство двух дебютантов в большом кинематографе, бесспорно, поражает. Залихватски приключенческая составляющая не исключает ни высокого пафоса, ни, наоборот, тонкой иронии, с которой в первую очередь обрисованы действия «Северных», тоже продуманные, высокопрофессиональные, но… неизбежно уступающие непредсказуемым и отчаянно смелым поступкам разведгруппы. Если потребуется, сымитируют нападение на охраняемый объект, вырвавшись из плотного кольца окружения, а, не сумев угнать вертолёт, завладеют… бронетранспортёром, подбросив условному противнику неприятный сюрприз. Естественно, бойцы демонстрируют чудеса выносливости, воинской смекалки (в определённый момент даже вспыхивает острая полемика между лейтенантом и прапорщиком о сути приказа штаба), отваги, не говоря уже о виртуозном1 владении приёмами рукопашного боя. Куда там Голливуду (например, Клинту Иствуду с «Перевалом разбитых сердец» /1986/, о Корпусе морской пехоты США) до наших мастеров, воспевших героические будни советских воинов! Но как раз здесь возникает ещё один (самый существенный?) аспект замечательной ленты, не слишком, быть может, ясно осознававшийся в момент премьеры.

В зоне особого внимания / V zone osobogo vnimaniya (1978): кадр из фильма
Тарасов обдумывает боевую задачу

Грозные предвоенные годы породили феномен так называемых оборонных кинокартин, мотивы которых проникали и в сугубо развлекательную кинопродукцию (чего только стоит финал весёлых «Трактористов» /1939/!). Однако в стабильную брежневскую эпоху у СССР, достигшего, пожалуй, пика своего военного, экономического, научно-промышленного могущества, уже не было необходимости запугивать потенциальных неприятелей и воодушевлять собственное население на случай, «если завтра война». Кадры, когда поднятые среди ночи по тревоге части выдвигаются в пункт назначения, весьма и весьма красноречивы. Да и майор Морошкин резонно замечает, убеждая взятого в плен старшего лейтенанта Кирикова соблюдать правила учений и отвечать на вопросы, что в случае настоящего конфликта сумел бы разговорить «языка»… Казалось бы, единственное, что требовалось, – удерживать статус сильнейшей армии мира, оттачивая тактику и стратегию боевых операций в условиях новых угроз. Вместе с тем в любой момент, совершенно неожиданно может возникнуть ситуация, когда станет, грубо говоря, не до игры в бирюльки, как скажет в сердцах милиционер, ведущий розыск беглых заключённых. Как и Андрей Кончаловский в «Романсе о влюблённых» /1974/ (там морпехи помогали ликвидировать последствия стихийного бедствия), авторы отстаивают мысль, что те, кто несут службу в вооружённых силах, должны быть готовы к подвигу и в мирное время. Прапорщик Волентир, обезоружив голыми руками матёрых уголовников, нагоняет командира – и даже даёт ценный совет, как обнаружить месторасположение ЗКП.

.

__________
1 – Среди тех, кто отвечал за эффектные кадры, был мастер Тадеуш Касьянов, мелькнувший на экране.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter