Вальмон / Valmont (1989)
Полнометражный фильм.
Франция, США.
Продолжительность 137 минут.
Режиссёр Милош Форман (номинация на «Сезар»).
Авторы сценария Жан-Клод Каррьер, Милош Форман по роману Шодерло де Лакло.
Композитор Кристофер Палмер.
Оператор Мирослав Ондричек.
На премию «Оскар» выдвигался Теодор Пиштек (художник по костюмам).
Премии «Сезар» получили: Пьер Жуффруа (художник-постановщик), Теодор Пиштек (художник по костюмам).
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Маркиза де Мертей (Аннетт Бенинг), оскорблённая до глубины души решением любовника Жеркура (Джеффри Джонс) жениться на Сесиль де Воланж (Файруза Балк) — пятнадцатилетней дочери своей кузины (Шан Филлипс), вынашивает план мести. Потерпев неудачу с попыткой свести невесту с учителем музыки Дансени (Генри Томас), она просит Вальмона (Колин Ферт), славящегося победами на амурном фронте, соблазнить невинную девушку. Увенчается ли затея успехом?
Также в ролях: Мег Тилли (мадам де Турвель), Фабиа Дрейк (мадам де Розмонд), Т.П. МакКенна (барон), Исла Блэр (баронесса), Иэн МакНис (Азолан), Алета Митчелл (Виктуар), Рональд Лейси (Хосе), Винсент Скьявелли (Жан), Себастьен Флох (священник).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.11.2016
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Продюсеры Майкл Хаусман и Пол Рассам, вне всякого сомнения, проиграли конкурентам, успевшим сработать более оперативно, устроив премьеру собственной экранизации «Опасных связей» в декабре 1988-го и снискав признание. В итоге «Вальмон», запущенный в производство почти синхронно (официально – съёмки стартовали примерно на три месяца позже), не вызвал ни коммерческого, ни художественного резонанса. После фиаско картины1, обеспеченной в память о международном триумфе «Амадея» /1984/ внушительным бюджетом в размере $33 млн. (мало того, участие актёров Джеффри Джонса и Винсента Скьявелли было призвано подчеркнуть преемственность замыслов), в ряде стран решили отложить выпуск, пока широкая публика не подзабудет версию Стивена Фрирза. Но… заочное соперничество самих режиссёров вовсе не носило антагонистического характера. Свидетельствами тому стали не только предложение исполнить роль маркизы де Мертей… Мишель Пфайффер, в итоге отдавшей предпочтение партии добродетельной мадам де Турвель, и приглашение Аннетт Бенинг (в сущности, открытой Милошем Форманом для кинематографа, пусть не являвшейся дебютанткой и обладавшей богатым театральным опытом) в криминальную драму «Кидалы» /1990/. Оба талантливых постановщика, бесспорно, отстояли право на персональное прочтение классического литературного произведения, доказав, что отступления от текста (вплоть до совершенно иной развязки!), смена акцентов, неожиданная трактовка характеров диктовались серьёзными художественными соображениями.
«Вальмон» заслуживает критики, скорее, с позиций тех эстетических и идейных установок, что неизменно доминировали в творчестве самого Милоша. На сеансе возникает ощущение, что ему и Жану-Клоду Каррьеру «мешает» острая интрига, на которой зиждется эпистолярный роман Пьера Шодерло де Лакло. Они стараются слегка затушевать конфликт, способный сломать человеческие судьбы, или, как минимум, не обнаруживать до поры до времени всей остроты оного. Сложно не восхититься умением маркизы прятать негативные эмоции (в том числе такие сильные, как обида и ревность) под изящной маской, ловко манипулируя мужчинами – и, сумев втереться в доверие к невинному созданию, одновременно одаривать ценными советами строгую мать девушки. Напускным представляется и цинизм Вальмона, пусть не устоявшего перед желанием воспользоваться наивностью Сесиль (слово «совращение» в данной связи звучит грубовато) и вряд ли бывшего искренним в прощальном письме мадам де Турвель, всё-таки покорённой страстным поклонником. Даже злополучное пари с последующей попыткой женщины отказаться от выполнения оговоренных условий могло и не привести к печальным последствиям… По режиссёру, в какой-то момент персонаж, чья фамилия вынесена в заголовок фильма (что, к слову, стало поводом для упрёков авторам, поскольку гораздо больше экранного времени отведено де Мертей), совершает предательство самого себя. Оказывается не в состоянии преодолеть навязанные обществом правила, вырваться за рамки общепринятых норм и в конечном итоге – обрести смысл существования. Лишь громкий смех престарелой тётушки де Розмонд, которой будущая супруга Жеркура признаётся (на торжественной свадебной церемонии, куда приглашён король), что ждёт ребёнка от её погибшего на дуэли – по сути, совершившего самоубийство – племянника, наводит на вывод в том духе, что Вальмон выход нашёл. Заключительные кадры воспринимаются подлинно формановскими, свидетельствующими о торжестве внутренней свободы и тогда, когда все убеждены: наглый выскочка и возмутитель спокойствия получил по заслугам.
.
__________
1 – В североамериканском прокате кассовые сборы составили $1,1 млн., во Франции посещаемость едва превысила 675 тысяч человек.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1992, № 5-6. – С. 32.
Милош Форман. Ничего, кроме правды // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 108-110.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий