Возвращение Супермена / Superman Returns (2006)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Супермен возвращается» (вариант перевода названия), «Возрождение Супермена» / «Superman Reborn», «Супермен V» / «Superman V» (рабочие названия), «Возвращение Супермена: Опыт IMAX 3D» / «Superman Returns: An IMAX 3D Experience» (версия для сети стереокинотеатров IMAX 3D), «Красное солнце» / «Red Sun» (фальшивое рабочее название).
США.
Продолжительность 154 минуты (расширенная версия – 169 минут).
Режиссёр Брайан Сингер.
Авторы сценария Майкл Догерти, Дэн Харрис по сюжету Брайана Сингера, Майкла Догерти, Дэна Харриса и на основе персонажей, придуманных Джерри Сигелом и Джо Шустером.
Композитор Джон Оттман.
Оператор Ньютон Томас Сигел.
На премию «Оскар» номинировались Марк Стетсон, Нил Корбулд, Ричард Р. Гувер, Джон Там (визуальные эффекты).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика
Краткое содержание
Посетив многострадальный, лежащий в руинах Криптон, Супермен (Брэндон Раут) возвращается на Землю, и Перри Уайт (Фрэнк Ланджелла) соглашается снова взять в штат репортёра Кларка Кента (Брэндон Раут). К сожалению, за время его отсутствия многое изменилось. У Лоис Лейн (Кейт Босуорт), встречающейся с Ричардом Уайтом (Джеймс Марсден), родился сын Джейсон (Тристан Лейк Либу). А главное, Лекс Лютор (Кевин Спейси) досрочно освободился из тюрьмы и вынашивает новый злодейский план.
Также в ролях: Паркер Поузи (Китти Ковальски), Сэм Хантингтон (Джимми Олсен), Эва Мари Сейнт (Марта Кент), Марлон Брандо (Джор-Эл, архивные материалы), Кал Пенн (Стэнфорд), Дэвид Фабрицио (Брут), Иэн Робертс (Райли), Винсент Стоун (Грант), Джек Ларсон (бармен Бо), Пита Уилсон (Бобби-Фэй).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.02.2018
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«Встретимся через двадцать лет», – обещал Супермен своему заклятому врагу (и многомиллионной армии поклонников) в финале фильма «Супермен 4: борьба за мир» /1987/, после коммерческого фиаско которого казалось, что продюсеры ещё долго не рискнут возрождать популярный цикл. И надо же – как в воду глядел! Поневоле начнёшь подозревать наличие у Человека из стали не только уникальных физических способностей, но и предрасположенности к ясновидению. Поразительнее всего, что чиновники Warner Bros. долго и упорно подогревали слухи о том, что если долгожданное возвращение всё-таки состоится, то пришелец предстанет в доселе неизвестном качестве. Однако на поверку создатели пошли путём наименьшего сопротивления, попытавшись вдохнуть новую жизнь в почти без остатка исчерпавший себя материал, предложив полноправный, пятый по счёту «сиквел» постановки Ричарда Доннера. Здесь дело не в частностях. Брайан Сингер, напоминая зрителям в возрасте и на всякий случай – знакомя аудиторию помоложе с мифологией характеров, повторил или, точнее, постарался воспроизвести на более совершенном техническом уровне самые яркие и впечатляющие моменты оригинала. Несколько забегая вперёд, отметим, что сильнее всего впечатляют, пожалуй, именно эти фрагменты. Особенно – непродолжительная сцена воспоминаний супергероя, выросшего на ферме у приёмных родителей после того, как был послан на Землю Джор-Элом, правителем Криптона, о том миге, когда он только-только начал открывать свой потенциал, с удивлением обнаружив, что умеет летать…
Так стоила ли игра свеч? Нет, понять амбициозного Брайана Сингера, временно отказавшегося продолжать другой перспективнейший киносериал, «Люди Икс», и даже переманившего сценаристов Дэна Харриса и Майкла Догерти (режиссёр числится вместе с ними соавтором сюжета), несложно. Ведь лента Доннера была воспринята подлинным прорывом по сравнению с бесчисленными игровыми и анимационными версиями, появлявшимися с начала 1940-х годов. Но не только. Именно с «Супермена» /1978/ можно смело вести отсчёт наступления в Голливуде новой эры – эры почти безраздельного главенствования кинокомиксов: экранизаций соответствующей печатной продукции и кинопроизведений, выдержанных в аналогичной стилистике. Я уже не говорю про то, что на производство «Возвращения…» была потрачена гигантская сумма, $260 млн.1, которая вкупе с затратами на рекламу так и не окупилась (кассовые сборы составили $391 млн.) в кинопрокате. К сожалению, результат разочаровывает. Небесталанный режиссёр, сменивший Тима Бертона, Бретта Рэтнера и МакДжи, даже не пытается завуалировать умеренно сентиментальную интонацию, от которой небезуспешно уходили и Доннер, и особенно – Ричард Лестер, постановщик двух последовавших, более язвительных продолжений. Лирическая линия с участием Кларка Кента и тайно любимой им Лоис Лейн возводится в ранг основной, порой – напоминая отношения персонажей из типичной «мыльной оперы»; знаменательно, что Брендон Раут пришёл именно из телесериалов. А на что в таком случае понадобились грандиозные средства да и к чему потребовалось создавать шумиху?! Помимо красивых сцен-ретроспекций остаются в памяти разве что кадры спасения Суперменом огромного пассажирского авиалайнера: предотвращённая катастрофа показана во всех деталях, с неожиданной достоверностью. Прочие претендующие на размах эпизоды: якобы вызволение из беды Китти Ковальски, похищение Лоис вместе с юным сыном, покушение Лекса на Северную Америку, вплоть до кульминационного противостояния Лютеру раненого Человека из стали, – ничем особым, право, не выделяются.
Впрочем, даже всё это покажется мелочью по сравнению с самым крупным просчётом авторов. Практически во всех предшествовавших лентах гениальный преступник с «говорящим» именем (на латыни слово «lex» означает ‘закон’) был не просто заклятым врагом и неизменным соперником Супермена. Именно его злокозненные происки позволяли по-настоящему раскрыть себя благородному служителю добра с инициалом S на груди. Слишком благородному и слишком служителю. Среди американцев даже нашёлся энтузиаст, решивший доказать, ссылаясь на многочисленные сюжетные параллели Библии с комиксами, что супергерой является новым олицетворением Иисуса Христа! Точнее было бы сказать, что кинематографисты вслед за Джерри Сигелом частично и, вероятно, безотчётно (хотя кто знает?) опирались на архетип Спасителя – один из первостепенных по важности в христианской культуре. Как бы то ни было, Джин Хэкмен откровенно купался в выигрышной роли мелкого беса или вовсе дьявола во плоти, изображая Лютера, конечно, умным и безжалостным, но – чуть эксцентричнее и забавнее, чем обычно. А вот приглашение не менее талантливого Кевина Спейси воплотить образ вернувшегося из забвения и как бы омолодившегося Лекса почему-то не поспособствовало повторному возникновению этого эффекта. Помимо нескольких мимолётных шуток, прежде всего – касающихся лысины злодея, всё новаторство авторов сводится к его «откровению», что миром правят обладатели передовых технологий, будь то Древний Рим (легионы и дороги), Британская империя с мощнейшим флотом или сегодняшние США с ядерным оружием. Далее, рассуждая, что для примитивного разума достижения науки неотличимы от магии, Лютер косвенно цитирует Артура Чарльза Кларка как представителя фантастов-технократов. И его поединок с Человеком из стали приобретает, таким образом, мировоззренческий характер, знаменуя собой столкновение двух подходов к жизни: базирующегося на традиционных нравственных ценностях и ориентированного на неограниченное порабощение природы. Впрочем, результат-то всё равно известен заранее – и дождаться исхода можно лишь при условии, что удастся перебороть скуку. А ведь позже вышла ещё и расширенная версия!
.
__________
1 – Впрочем, коллегу вскорости заткнёт за пояс Сэм Рэйми с «Человеком-пауком 3» /2007/.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с несущественными дополнениями)
Добавить комментарий