Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button (2008)

Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button (2008): постерПолнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другие названия: «Странная история Бенджамина Баттона» / «Странная история Бенджамина Баттона» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 166 минут.

Режиссёр Дэвид Финчер (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Эрик Рот по сюжету Эрика Рота и Робин Свайкорд (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») и на основе рассказа Ф. Скотта Фицджеральда.

Композитор Александр Деспла (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Грэмми»).

Оператор Клаудио Миранда (номинация на «Оскар»).

Премию «Оскар» получили: Дональд Грэм Бёрт (художник-постановщик) и Виктор Дж. Золфо (декоратор); Грег Кэнном (грим), Эри Барба, Стив Приг, Бёрт Далтон, Крэйг Бэррон (визуальные эффекты).

На премию «Оскар» также номинировались: Жаклин Уэст (художник по костюмам), Дэвид Паркер, Майкл Семаник, Рен Клайс, Марк Уэйнгартен (сведение звука).

Жанр: драма, кинофантазия, мелодрама

Краткое содержание
Август 2005-го года, на Новый Орлеан надвигается ураган «Катрина». Дэйзи Фуллер (Кейт Бланшетт), находящаяся на смертном одре в больнице, просит свою дочь Кэролайн (Джулия Ормонд) почитать вслух дневник некоего Бенджамина Баттона. Женщина с удивлением узнаёт о существовании человека, родившегося с полным набором недугов дряхлого старика, а затем — постепенно молодевшего. Но какое отношение он имеет к ним с матерью?..

Также в ролях: Брэд Питт (Бенджамин Баттон, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Джейсон Флеминг (Томас Баттон), Тараджи П. Хенсон (Куини, номинация на «Оскар»), Джаред Харрис (капитан Майк), Махершала Али (Тиззи), Тильда Суинтон (Элизабет Эббот), Филлис Сомервиль (бабушка Фуллер), Джош Стюарт (Кёртис), Эль Фэннинг (Дэйзи в 7 лет), Элиас Котеас (мсьё Гато),

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.07.2023

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button (2008): кадр из фильма
Подбросили…

Бывает, что отношение к некоторым фильмам меняется по истечении времени, причём кинопроизведения могут не только разочаровать (пусть это происходит, увы, чаще), но и, наоборот, приятно удивить, раскрыться с новой, ранее незамеченной стороны. И речь не только о бесспорных шедеврах, неизбежно меняющихся с течением времени, мало того, содержащих в себе «апелляцию к будущему» (если воспользоваться словами Анатолия Луначарского о «Дон Кихоте»). При первом просмотре для меня оставалось загадкой, о чём же на самом деле история, поведанная Дэвидом Финчером с опытными кинодраматургами Эриком Ротом и Робин Свайкорд, оттолкнувшимися от коллизий одноимённого рассказа Ф. Скотта Фицджеральда? Рекламный ролик тогда действительно заинтриговал – и энтузиазм публики, оккупировавшей кинотеатры сначала за океаном, а затем по всему миру1, удивления не вызвал. Да и авторы, конечно, преуспели в тщательном и красивом воспроизведении антуража эпохи, безвозвратно канувшей в Лету, – в реконструкции её атмосферы по строгим канонам ретро. Особенно запомнился эпизод, предшествующий рождению Бенджамина, совпавшему с окончанием Первой мировой войны: инженер месье Гато торжественно представляет гигантские часы, отсчитывающие время в обратном направлении, выражая тем самым надежду, что павшие на полях сражений солдаты, включая сына изобретателя, когда-нибудь вернутся домой. Вместе с тем напрашивался крамольный вопрос: неужели Голливуд вновь сделал ставку на возникновение моды на прошлое – подобно тому, как произошло с экранизацией другого фитцджеральдского произведения, «Великий Гэтсби»? Неслучайно же, наверное, были усилены сентиментальные нотки, а героиня, которую в литературном первоисточнике звали Хильдегардой Монкриф, получила имя Дэйзи (‘маргаритка’) в честь женского персонажа из прославленного романа…

Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button (2008): кадр из фильма
В расцвете лет

Разумеется, применительно к художнику уровня Финчера, в третий раз призвавшему на помощь небесталанного, чрезвычайно популярного актёра Брэда Питта, подобная задача не могла показаться достойной. Вольно трактуя вслед за писателем зафиксированные медицинской наукой факты – симптомы редкого заболевания, известного как прогерия Гартингса (Hutchinson-Gilford syndrome), режиссёр едва ли стремился ограничиться описанием феномена. Даже «феномена» в том значении, которое вкладывал в это слово греческого происхождения наш соотечественник Владимир Короленко (в рассказе «Парадокс» /1894/). Сознательный и очень сильный уклон в стихию мелодрамы всё-таки не помешал Дэвиду реализовать философский потенциал, заложенный в замысле, который вынашивался, кстати, очень долго: права на киноверсию продюсер Рэй Шарк приобрёл ещё в разгар рейганомики, так и не сумев запустить фильм в производство. Он искренне постарался сотворить не столько иносказательную притчу о Времени, показанном по-новому, в неожиданном ракурсе, как поступили бы европейские интеллектуалы – вроде Фолькера Шлёндорфа в «Жестяном барабане» /1979/, где окружающий мир (конкретная историческая эпоха) увиден глазами ребёнка, отказавшегося взрослеть. Скорее, здесь чувствуется влияние американской традиции: как и в случае с Чэнсом у Хэла Эшби, земекисовским Форрестом Гампом или бёртоновским Элом Блумом, внимание сосредоточено на личности Баттона, не очень-то рефлектирующего над тем, что оказался косвенно причастен к эпохальным событиям – довольствующегося скромным уделом. В финальных кадрах Бенджамин, невзирая на биологическую уникальность и необычность пройденного жизненного пути, прямо сопоставляется со многими и многими другими людьми, каждый из которых по-своему неповторим, необычен, ценен. Капитан баржи может быть по призванию художником, а кому-то суждено уцелеть после семи ударов молнии… Страшно вообразить, сколько загадочных историй произошло на Земле.

.

__________
1 – Солидный (оцениваемый в $150-167 млн., хотя часть затрат компенсировал штат) бюджет, по-видимому, окупился благодаря общемировым кассовым сборам – в размере $335,8 млн.

Прим.: рецензия опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+