Отчаянный / Desperado (1995)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Десперадо» (вариант перевода названия), «Эль Марьячи 2» / «Музыкант 2» / «El Mariachi 2» (США: рабочее название), «Стрелок» / «Пистолеро» / «Pistolero» (США: рабочее название).
США.
Продолжительность 104 минуты.
Режиссёр Роберт Родригес.
Автор сценария Роберт Родригес.
Музыка Los Lobos.
Оператор Гильермо Наварро.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер
Краткое содержание
Бармену-коротышке (Чич Марин) и завсегдатаям питейного заведения Tarasco сразу не понравился подозрительный клиент интеллигентной наружности, некто Бушеми (Стив Бушеми), поведавший жуткую историю об отчаянно смелом музыканте (Антонио Бандерас), который носит в футляре из-под гитары оружие и повсюду разыскивает влиятельного криминального авторитета Бучо (Жоаким Ди Алмейда). И когда на пороге возникает фигура человека, подпадающего под описание, это грозит вылиться в серьёзное кровопролитие, как бы незнакомец ни заверял, что не желает никому зла…
Также в ролях: Сальма Хайек (Каролина), Карлос Гомес (правая рука Бучо), Квентин Тарантино (деловой партнёр), Тито Ларрива (Таво), Анхель Авилес (Замира), Дэнни Трехо (Навахас), Абрахам Вердуско (Нино), Карлос Галлардо (Кампа), Альберт Митчелл-мл. (Квино), Дэвид Альваро (Бадди), Консуэло Гомес (Домино), Элизабет Родригес (фанатка музыканта), в эпизодах Энрике Иглесиас (первый из трёх убийц, разыскивающих Антонио, без указания в титрах), Диего Сандовал (человек с незаряженным пистолетом, без указания в титрах), члены группы Los Lobos (посетители бара, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.11.2018
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Пытаться пересказать словами второй по счёту полнометражный фильм двадцатишестилетнего (на момент съёмок) режиссёра, продюсера, сценариста и, что не менее важно, монтажёра, предназначенный для кинопроката, – занятие неблагодарное, а то и заведомо бессмысленное. Роберт Родригес, вообще-то уроженец города Сан-Антонио, штат Техас, зарекомендовал себя своеобразным певцом Мексики, залитой солнцем, изнывающей под гнётом социального неравенства и разгула криминала, ещё благодаря «Музыканту» /1992/, снискавшему грандиозный – в сравнении с ничтожными затратами – успех. Однако во всём блеске и великолепии его талант раскрылся лишь в вольном продолжении, где на смену Карлосу Галлардо (на сей раз довольствовавшемуся эпизодической, по сути, ролью Кампы, прибывающего на подмогу в самый ответственный момент), пришёл напористый испанец Антонио Бандерас. Получив возможность распоряжаться солидными (хотя и далеко не запредельными по голливудским меркам) средствами в размере $7 млн.1, постановщик продемонстрировал не только безукоризненное владение техникой, заставив поразиться филигранно выдержанному ритму, со вкусом подобранной музыке, виртуозному монтажу и неожиданным сюжетным поворотам. Оттачиванием ярко выраженного персонального стиля замысел кинопроизведения определённо не исчерпывался.
Автор намеренно, ничуть не стыдясь и не впадая в приподнято-претенциозный тон, перенёс на экран расхожую, успевшую набить оскомину целлулоидную легенду, на которой, если постараться разобраться, абстрагировавшись от нюансов, зиждется весь приключенческий кинематограф. Самим появлением в кадре, пусть и в откровенно шутовском виде – в качестве посетителя бара и делового партнёра Бучо, не отказывающего себе в удовольствии поведать скабрёзный анекдот о дурацком пари и не подозревающего, что вскоре получит «законные» несколько граммов свинца, Квентин Тарантино признал коллегу своим ближайшим соратником (и, добавим от себя, персоной того же масштаба). Родригес сотворил с залихватски романтическими картинами о разных исторических эпохах и странах примерно то же, что в «Криминальном чтиве» /1994/ с изяществом и толикой здорового цинизма проделано с гангстерским кинематографом. Так, почти сразу выясняется, что «эль марьячи», так и оставшийся для нас человеком без имени (даже «Манито» – прозвище, поскольку является распространённым сокращением от испанского слова «hermanito», то есть ‘младший брат’) совсем не соответствует грозному образу, нарисовавшемуся в воображении бармена и его клиентов. В новой трактовке отчаявшийся благородный герой, курсировавший последние сто лет между фильмами плаща и шпаги, вестернами (включая незабвенные «спагетти-вестерны»), дзидайгэки и современными боевиками, – музыкант и в прямом, и в переносном смысле, поскольку гитара оказывается как инструментом извлечения гармоничных, ласкающих слух звуков, так и безотказным орудием возмездия. Одарённый европейский актёр, не без усилий, но всё же покоривший «фабрику грёз», к слову сказать, исполнял гитарные партии собственного сочинения, включая Cancion Del Mariachi, звучащую в прологе.
Это – квинтэссенция экранного мифа, от раза к разу, от вариации к вариации, всего лишь приобретающего дополнительные обертона. Родригес доводит идею до абсолюта, словно призывая, вопреки обыкновению, не зреть в корень, не заниматься выискиванием в истории морали и подтекста – пронизывая едким сарказмом традиционно патетические сцены. Здесь главное – насладиться красотой ювелирного, выверенного вплоть до миллиметра и до секунды зрелища, когда ни один жест, ни одно слово, ни одна деталь (не говоря уже про выстрел или взрыв, разносящий книжный магазин Каролины) не являются лишними и не нарушают согласованности целого. Можно даже сказать, что «эль марьячи» и обитает-то не в подлинном, но – в сугубо кинематографическом мире, не существуя вне условного контекста. Действо способно вызвать самые разные ассоциации, вместе с тем – принципиально оставаясь монолитным, почти не поддаваясь искусственному членению на составляющие элементы. В заключении хотелось бы выделить редкостное умение Роберта добиваться эффектного существования на экране исполнителей, касается ли это (само собой, помимо ведущей «звезды»!) знойной мексиканской дивы Сальмы Хайек, брутального Дэнни Трехо или занудливого Стива Бушеми, фигурирующего под собственной фамилией, а зажигательные композиции группы Los Lobos вскоре зазвучали повсеместно.
.
__________
1 – Но и кассовые сборы в североамериканском прокате существенно возросли, составив $25,6 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Караваев Дмитрий. Родригес на потоке // Огонёк. – 1995, № 44. – С. 86.
Фестивали: Канн-95 // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 34-35, 39-46.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий