Полуночный экспресс / Midnight Express (1978)

Полуночный экспресс / Midnight Express (1978): постерПолнометражный фильм («Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Полночный экспресс» / «Ночной экспресс» (варианты перевода названия).

Великобритания, США.

Продолжительность 121 минута.

Режиссёр Алан Паркер (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Оливер Стоун (премии «Оскар» и «Золотой глобус») по книге Билли Хэйса и Уильяма Хоффера.

Композитор Джорджо Мородер (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Оператор Майкл Серезин.

Также на «Оскар» выдвигался Джерри Хэмблинг (монтаж).

Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, драма

Краткое содержание
6-го октября 1970-го года американца Билли Хэйса (Брэд Дэвис, премия «Золотой глобус» за лучший дебют и номинация на «Золотой глобус»), студента колледжа, арестовывают в аэропорту Стамбула при попытке вывезти контрабандой из страны два килограмма гашиша. Местные полицейские и некий представитель США, назвавшийся «Тексом» (Бо Хопкинс), предлагают ему пойти на сотрудничество, однако парень допускает серьёзную ошибку, решив сбежать… Хэйса приговаривают к отбыванию 4 лет и 2 месяцев в тюрьме Самалджылар, однако в 1974-м, незадолго до освобождения, под давлением Верховного суда Билли признают виновным в более тяжком преступлении — и выносят решение об увеличении срока наказания до, как минимум, тридцати лет.

Также в ролях: Джон Хёрт (Макс, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»), Айрин Миракл (Сьюзан, премия «Золотой глобус» за лучший дебют), Рэнди Куэйд (Джимми Бут), Паоло Боначелли (Рифки), Пол Л. Смит (Хамиду), Майк Келлин (мистер Хэйс), Норберт Вайсер (Эрих), Кеворк Маликян (прокурор), Майкл Энсайн (Стэнли Дэниелс), Питер Джеффри (Ахмет), Майк Келлин (мистер Хэйс), Дзаннино Дзаннино (детектив полиции), в эпизоде Алан Паркер (длинноволосый мужчина в аэропорту, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.07.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Полуночный экспресс / Midnight Express (1978): кадр из фильма
Никакой надежды

Есть, не могу не согласиться, изрядная доля истины в высказывании Сергея Георгиевича Кара-Мурзы о ленте, приведённой в качестве примера расистского отношения западных кинематографистов к представителям иных культур и цивилизаций. Озвученная им гипотетическая реакция на противоположную ситуацию, если б вдруг появился фильм о турке, пойманном за контрабандой наркотиков в Штатах и совершившем побег, убив местного офицера, из тюрьмы («Да вся Америка встанет на дыбы и потребует ракетного удара по Стамбулу!»), правда, не подтверждается фактами. Так, в 2006-м году увидел свет полноценный национальный блокбастер (продолжение популярнейшего телесериала) «Долина волков: Ирак», в котором вторжение США в Ирак обрисовывалось предельно жёстко: заокеанские военные выставлены тупыми насильниками и убийцами, показано, как попутно ими налажен бизнес по изъятию у узников внутренних органов, и т.д. Причём солидный бюджет обеспечил высокий технический уровень, а участие голливудских актёров (Билли Зейна и Гэри Бьюзи) привлекло к проекту дополнительное внимание как внутри страны, так и за рубежом. И что же? Никакого общественного резонанса, никакого громкого политического скандала… Другое дело, что работа Алана Паркера вдохновит последователей возмутиться бездушием и коррумпированностью пенитенциарной системы КНР («Красный угол» /1997/), неназванного государства Юго-Восточной Азии («Форс-мажор» /1989/), Малайзии («Возвращение в рай» /1998/ – римейк картины Пьера Жоливе, известный у нас под тем же заголовком, «Форс-мажор»)… Да и многие эпизоды (например, заключительная речь подсудимого, где он во всеуслышание, с вызовом, раз за разом называет всех – всех без исключения! – турок «свиньями» и «скотами») дают веские основания подозревать авторов в, скажем мягко, крайне предвзятом отношении к этой нации. В том, что одарённый английский режиссёр действительно «перестарался», охарактеризовав далёкую культуру с нескрываемым презрением, прямо свидетельствуют и… публичные извинения, спустя много лет, запоздало принесённые Оливером Стоуном и самим Биллом Хэйсом. Если первый из них признался, что переборщил в драматизации действа, в сгущении красок, то последний – что в реальности события складывались не столь безысходно, что многие факты сознательно искажены и что испытывает чувство стыда за то, что экранизация его (написанной в соавторстве с Уильямом Хоффером) книги нанесла урон имиджу Турции. А кинематографисты ещё надеялись получить разрешение на съёмки в Стамбуле, в итоге, правда, остановив выбор на Валлетте, столице Мальты!

Полуночный экспресс / Midnight Express (1978): кадр из фильма
В руках турецкого правосудия

Обо всём, что изложено выше, следует вспоминать всякий раз во время сеанса, когда начинает обуревать гнев за юношу, попавшего в жуткие условия, равносильные чуть ли не похищению племенем каннибалов (отметим и многозначительный художественный приём: реплики мучителей остаются большей частью без перевода). Нет ничего хорошего в том, что создатели картины заставляют нас ужаснуться не только чинимому в застенках насилию (в частности, практикуемым телесным наказаниям, граничащим с пытками), антисанитарии, варварским обычаям и т.п., но и самому процессу постепенного «одичания» интеллигента из-за океана, потерявшего человеческий облик и, заговорив по-турецки, слившегося с чуждой средой. Однако в «Полуночном экспрессе» (название, приобретающее метафорический смысл, на арго означает ‘побег из тюрьмы’) всё-таки проявились лучшие качества Алана как художника, остающегося – по крайней мере старающегося остаться – честным, избегающего лобовых решений, даже когда это кажется неминуемым. Как бы ни симпатизировал он Хэйсу, герой не выглядит жертвой произвола злых людей (или, допустим, Рока), поскольку самонадеянно решил подзаработать на гашише в тот момент, когда участившиеся террористические акты потребовали усиления мер безопасности в аэропортах, а позже – не внял предупреждению свыше, рискнув совершить побег. Вплоть до повторного процесса всё, что происходит, выглядит в общем-то закономерной расплатой за содеянное, и лишь новый, политизированный приговор (судья растерянно повторяет, что у него связаны руки указаниями из Анкары) кажется вопиюще несправедливым. Мало того, для Стоуна и Паркера важно отметить, что раньше, когда это было выгодно в идеологическом отношении, в США и Великобритания относились к Турции хорошо, почти заискивающе1, но, как только держава стала проявлять «недозволительную» самостоятельность, заложниками обострившейся ситуации2 оказались рядовые, пусть и не безвинные, граждане. Вместе с тем фильм (особенно с момента помещения Билли, убившего в состоянии аффекта осведомителя Рифки, в блок для буйнопомешанных заключённых) воспринимается – по крайней мере в некотором роде – притчей об альтернативных, «восточных» методах обуздания преступников-бунтовщиков, подобных МакМёрфи с его полётом над гнездом кукушки. Но в том и разница, что если Рэндлу Патрику цивилизованные Штаты не оставили никаких шансов избежать лоботомии, то Билли, чудом уцелевшему и сохранившему здравый рассудок (не в пример товарищам, вечно беспокойному Джимми и Максу, увязшему в тяжёлых наркотиках), всё-таки посчастливилось вскочить на подножку уходящего «полуночного экспресса». Что ни говори, а по окончании просмотра лента не оставляет в подавленном душевном состоянии, не подрывает веру в человека (испытать катарсис помогает и незабываемая, волнительная музыка Джорджо Мородера), подчас проявляющего поразительную способность сопротивляться мощному прессингу обстоятельств.

.

__________
1 – Достаточно вспомнить «Из России с любовью» /1963/, где союзником Джеймса Бонда (коллеги «Текса»?) выступал уважаемый Али Керим Бей.
2 – Которая, не исключено, отчасти способствовала коммерческому успеху (при бюджете, оцениваемом в $1,8-2,3 млн., собравшей в североамериканском прокате $35 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Жмакин Сергей. Дэвид Паттнем: профессия – продюсер // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 6. – С. 23.
Крымова Е. Его яростный крик потряс Америку // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 12. – С. 23.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+