Беглец / The Fugitive (1993)

Харрисон Форд: прежде всего удача. Интервью // Видео-АСС Премьер. – 1994, № 19. – С. 8-11.

ХАРРИСОН ФОРД: ПРЕЖДЕ ВСЕГО УДАЧА

ХАРРИСОН ФОРД ИГРАЛ В ПЯТИ ИЗ ДЕСЯТИ ФИЛЬМОВ, ИМЕВШИХ САМЫЙ БОЛЬШОЙ УСПЕХ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ КИНО. СЛУШАЯ ЕГО, ОТКРЫВАЕШЬ ДЛЯ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКА СТРАСТНОГО, КОТОРЫЙ ПЫТАЕТСЯ ОБЪЯСНИТЬ, КАК МОЖНО ДОСТУПНЕЕ, СЛОЖНОСТИ АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ. ПЕРЕД ВАМИ ИНТЕРВЬЮ С «ФЕРРАРИ ВСЕХ АКТЕРОВ», КАК НАЗЫВАЕТ ЕГО РЕЖИССЕР МАЙК НИКОЛС, СНИМАВШИЙ ЕГО В ФИЛЬМАХ, КОГДА Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ГОТОВЫМ К РАБОТЕ, Я ВЫБИРАЮ ЛУЧШЕЕ ИЗ ТОГО, ЧТО МНЕ ПРЕДЛАГАЮТ. Я НЕ ПЛАНИРУЮ НИЧЕГО НА МНОГО ЛЕТ ВПЕРЕД. Я НЕ ЛЮБЛЮ ЗАБИВАТЬ СВОЮ ГОЛОВУ ДОЛГОСРОЧНЫМИ ПРОЕКТАМИ

Премьер. Вы согласились сниматься в фильме, потому что были поклонником сериала «Беглец»?

Харрисон Форд. На самом деле, я видел лишь один эпизод. При чтении сценария, на меня очень сильное впечатление произвел персонаж. Как правило, я стараюсь выбирать свои роли, исходя из качества, силы сценария, а также моего персонажа. Остальное, по моему мнению, второстепенно. Но материал и фильм сильно отличаются, так как сюжет последнего разворачивается несколько иначе, с большим размахом и вдохновением. Это вовсе не одно и то же.

П. Есть ли какой-нибудь особенный смысл в том, что вы в начале фильма носите бороду?

Х.Ф. Это моя идея. По очевидным драматургическим причинам, нужно было бы, чтобы я изменил внешность. Я не собирался делать так, как в «Розовой пантере»: переодевшись китайцем в одной сцене и нацепив забавную бороду в следующей. В самом начале фильма, еще до того как он начинает набирать обороты, нельзя сразу понять, что это за человек Ричард. Борода символизирует то, что этот уже сложившийся и добившийся успеха доктор, находится вне медицинского истэблишмента. Он – индивидуалист.

П. Проводите ли Вы какую-нибудь параллель между Ричардом и Джеком Райаном, вашим персонажем из «Игр патриотов»?

Х.Ф. Они разные, даже если обладают схожими моральными принципами. У того и у другого есть семья, но Райан (экс агент ЦРУ) жил в обстановке более суровой, чем Ричард. Признаюсь, мне их трудно сравнивать, потому что у них одна общая точка соприкосновения, в конечном счете решающая, – это я.

П. Вас чаще можно увидеть в боевиках, нежели в романтических комедиях.

Х.Ф. Прежде всего я не рассматриваю «Беглеца» как чистый боевик или приключенческий фильм. В картине, конечно, немало действия, но я считаю, что «Беглец» один из лучших в своем жанре, потому что он снят с умом, начиная с сильного сюжета, что не всегда характерно для такого типа фильмов. А напряженные моменты, встречающиеся в нем, заслуживают внимания. И еще я хочу повторить, что мне нравится сниматься в фильмах разного жанра. Когда я чувствую себя готовым к работе, я выбираю лучшее из того, что мне предлагают. Я не планирую ничего на много лет вперед. Я не люблю забивать свою голову долгосрочными проектами.

П. В настоящее время долго ли Вы раздумываете, прежде чем согласиться сниматься в фильме?

9

Х.Ф. Действительно, принятие решения становится с годами все мучительнее, и это очевидно, потому что я все больше требований предъявляю к моей работе и обстановке вокруг нее. Я чувствую большую ответственность за конечный продукт. Но я всегда прислушиваюсь к инстинкту, когда мне предстоит делать выбор. И только после этого выступают соображения профессиональные, коммерческие и т.д.

П. Всегда ли Вы критично относитесь к самому себе?

Х.Ф. Постоянно. Я всегда думаю о том, что могу сделать лучше. Я прекрасно осознаю требования этой профессии, те ограничения, которые налагают время и деньги во время съемок фильма. Я никогда не стремился к абсолютному совершенству. Впрочем, я не думаю, что это достоинство. Я мыслю очень практично и способен, глядя на себя на экране, увидеть то, что не ладится. Это просто способ воспринимать свою работу всерьез.

П. Анализируя Вашу фильмографию, замечаешь, что Вы никогда не играли роль настоящего злодея. Это Ваше нежелание или это потому, что Вам не предлагают этот тип персонажа?

Х.Ф. Я выбираю роль не потому, что она является героической, а потому, что мне интересно ее играть. Правда, как правило, мне и не предлагают играть грязных типов. А если в сценарии есть и отрицательный, и положительный герои, то мне никогда в жизни не предложат играть злодея (смеётся).

П. Зрителям доставляет удовольствие уже просто видеть Вас на экране. И вот сегодня, после стольких ролей, можете ли Вы сформулировать, что в Вас уникально как в актере?

Х.Ф. Прежде всего удача. Я не могу понять, что я приношу специфичного в фильм, кроме моей собственной личности и моего опыта. Я стараюсь питать свой персонаж только теми свойствами, которые присущи мне самому. Мне нравится быть частью съемочной группы. Мне просто необходимо работать в очень тесном контакте с режиссером, ощущать над собой руководство, иметь возможность установить единство между моим персонажем и сюжетом. Таким образом, моя актерская игра никогда не идет вразрез с интересами фильма, а становится неотъемлемой частью его.

П. А если отбросить малейшую скромность?

Х.Ф. Тогда я отвечу, что все сделал сам (смеётся).

П. Все больше и больше известных актеров оказывается по ту сторону камеры. Не хотите ли Вы, как Кевин Костнер, Мэл Гибсон или Джуди Фостер, стать, в свою очередь, режиссером?

Х.Ф. Это совершенно другая работа. Я люблю свою профессию, это самое лучшее, что существует в мире, а постановка фильма – это вещь очень трудная, и к тому же хуже оплачиваемая (смеется). Режиссер занимается проектом больше, чем актер, а у меня нет никакого желания посвящать столько времени своей профессии. Я хочу иметь возможность думать о других вещах.

П. Какой период Вашей жизни был самым тяжелым для Вас?

Х.Ф. Бесспорно то время, когда я был начинающим актером без контракта и пытался бороться против системы. Системы, которая тогда была убеждена в том, что меня необходимо переделать, согласно стандартной актерской модели. Для студии это было единственное средство, которое могло бы обеспечить мне успех. Но я же был уверен в том, что актер раскрывается изнутри. Ведь на экране мы видим то, что называется его эмоциями,

10

размышлениями, его системой ценностей. И тогда я заявил им, что со мной это не пройдет, и, что самое главное, мне это никак не поможет как актеру, и меня никто не станет слушать. А поскольку никто не испытывал ко мне ни малейшего уважения, меня использовали довольно редко. Я зарабатывал сто пятьдесят долларов в неделю. Ко мне обращались три или четыре раза за тем, чтобы я сыграл роли «умников» в эпизодах, например, в фильме «Железный человек». Я вспоминаю, как играл роль хиппи, который разбивает заднюю часть машины Джека Леммона. Это доставляло мало удовольствия, вот почему я считаю тот период чёрной полосой в моей жизни.

Перевод Е. БОЛДЫРЕВОЙ

11

Клайн Энди. «Беглец» успешно перекочевал с ТВ на большой экран // Видео-АСС Экспресс. – № 24. – С. 23-26.

«Беглец» успешно перекочевал с ТВ на большой экран

«Беглец» наверняка станет одним из самых кассовых фильмов конца лета. Зрители получат все, что им обещают рекламные плакаты, – напряженную интригу и не прекращающееся ни на секунду действие. Благодаря умному сценарию, динамичной режиссуре и выдающимся актерским работам Харрисона Форда и Томми Ли Джонса, получился фильм, который непременно понравится большинству кинозрителей.

Фильм стал еще одним примером заимствования Голливудом сюжетов и героев у телевидения. «Беглец» поставлен по мотивам классического американского телевизионного шоу 60-х годов, о котором старшее поколение до сих пор вспоминает с умилением. Успех этой ленты безусловно приведет к переделке других телешоу в художественные фильмы.

Телесериал, положенный в основу «Беглец», шел на американских экранах с 1963 по 1967 год. Дэвид Янссен играл доктора Ричарда Кимбла, несправедливо обвиненного в убийстве жены. Героя должны были казнить в газовой камере, но поезд, в котором его везли на место казни, попал в железнодорожную катастрофу и блюстители порядка решили, что Кимбл погиб. На самом же деле он путешествует по стране инкогнито, пытаясь найти однорукого человека, которого видел на месте преступления.

Но пока Кимбл упорно ищет единственного свидетеля, спо-

23

собного доказать его невиновность, полицейский инспектор Филип Джерард не менее настойчив в поиске самого Кимбла. В течение четырех лет каждую неделю на телеэкраны выходила очередная серия: Кимбл появлялся в очередном городке и принимал участие в делах его жителей. Каждый раз возникала опасность его разоблачения, и в каждой серии на сцене появлялся инспектор Джерард и благородный герой был снова вынужден скрываться.

Два последних эпизода, в которых наконец раскрывалась тайна гибели миссис Кимбл и с героя снималось подозрение в убийстве, получили на телевидение самый высокий рейтинг зрительской популярности в категории драматических телевизионных программ (в конце концов этот рекорд был побит одним из эпизодов сериала «Даллас» – «Кто убил Дж.Р.?»

Четыре года продюсерам телешоу удавалось поддерживать напряженную интригу и зрительский интерес. Но детективная структура сюжета, который, по сути, был осовремененной версией «Отверженных» Виктора Гюго, больше подходила для художественного фильма, нежели для телешоу. Это обстоятельство обеспечило «Беглецу» изначальное преимущество над множеством других старых телешоу, перекочевавших впоследствии на большой экран, – «Семейство Аддамс», «Деннис – угроза миру», «Бедняки из Беверли-Хиллз», «Машина 54, где вы?», и других сериалов, сделанных по принципу мыльных опер и практически лишенных стрежневых сюжетных ходов.

Продюсеры киноверсии «Беглеца» сразу же приняли ряд правильных решений и начали с подбора на главные роли прекрасных актеров. Доктора Кимбла сыграл Харрисон Форд – суперзвезда современного кино, замечательно сочетающий на экране героические и обыденные черты, что прежде всего требуется по роли. Его подход к роли Кимбла во многом напоминает стиль Янссена. Томми Ли Джонс, наоборот, трактует образ полицейского Джерарда совершенно иначе, чем в телепостановке. В фильме его герой стал помощником шерифа штата Иллинойс, он упорно преследует героев, у него жесткие манеры, он высокомерен и самонадеян,

24

но вместе с тем неожиданно и приятно умен.

На фоне вступительных титров, которые идут на экране 15 минут, нам показывают, как Кимбла арестовывают, допрашивают и отправляют в тюрьму. Крушение поезда, во время которого он совершает побег, снято без особых спецэффектов и трюков – действие происходит ночью, и зрители в зале подбадривают героя одобрительными возгласами. А после этого действие фильма превращается в одну непрекращающуюся погоню, во время которой Кимбл много раз рискует жизнью, пытаясь доказать свою невиновность.

Любопытно, что две большие трюковые сцены – крушение поезда и головокружительный прыжок с канализационной трубы в воду – происходят в первые же полчаса фильма. Но зрители настолько захвачены приключениями Кимбла, постоянно спасающегося от опасности, что почти не замечают, что режиссёр Эндрю Дэвис впоследствии уже не поднимается до взрывчатости и динамичности начальных эпизодов. (Кстати, чудесное спасение Кимбла после прыжка в воду – один из самых малоправдоподобных эпизодов фильма.)

Дэвис и Джонс были основными слагаемыми успеха прошлогоднего боевика с участием Стивена Сигала «В осаде», а в новом фильме они еще в лучшей форме. Но как бы ни был симпатичен «Беглец», он все-таки не дотягивает до уровня классических триллеров Альфреда Хичкока «Тридцать девять ступенек» (1935) и «Север-северо-запад» (1959), герои которых тоже одиноки и скрываются от погони.

Энди Клайн, специально для We/Мы

Материал любезно предоставлен редакцией газеты WE/МЫ

27

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+