Бэтмен: начало / Batman Begins (2005)
Другие названия: «Бэтмен начинает» / «Бэтмен начинает действовать» (варианты перевода названия), «Бэтмен: начало – опыт IMAX» / «Batman Begins: The IMAX Experience» (версия для кинотеатров сети IMAX), «Бэтмен 5» / «Batman 5» (рабочее название), «Бэтмен: устрашение» / «Batman: Intimidation» (название оригинального сценария», «Игра в устрашение» / «The Intimidation Game» (фальшивое рабочее название).
Великобритания, США.
Продолжительность 140 минут.
Режиссёр Кристофер Нолан.
Авторы сценария Кристофер Нолан, Дэвид С. Гойер по сюжету Дэвида С. Гойера и на основе персонажей Боба Кейна.
Композиторы Джеймс Ньютон Ховард, Ханс Циммер.
Оператор Уолли Пфистер (номинация на «Оскар»).
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма
Краткое содержание
Анри Дюккард (Лиам Нисон) протягивает руку помощи Брюсу Уэйну (Кристиан Бейл), прекрасно зная, что именно привело того в тибетскую тюрьму. Он предлагает молодому человеку, терзаемому воспоминаниями о смерти родителей Томаса (Лайнас Роуч) и Марты (Сара Стюарт) от рук уличного грабителя Джо Чилла (Ричард Брэйк), вступить в ряды Лиги Теней, борющейся с несправедливостью, которую возглавляет премудрый Ра’с аль Гул (Кэн Ватанабэ). Брюс соглашается — и проходит сложный подготовительный курс, закаляя дух и тело. Однако озвученные наставником планы по уничтожению города Готэм-сити, являющегося средоточием пороков современного мира, вызывают у Уэйна протест. Отныне он будет действовать самостоятельно.
Также в ролях: Кэти Холмс (Рэйчел Доуз), Майкл Кейн (дворецкий Альфред Пенниуорт), Гэри Олдмен (Джеймс Гордон), Киллиан Мерфи (доктор Джонатан Крейн / Пугало), Морган Фримен (Люциус Фокс), Рутгер Хауэр (Уильям Эрл), Том Уилкинсон (Кармайн Фальконе), Марк Бун Джуниорruen (детектив Арнольд Фласс), Джерард Мёрфи (судья Фэйден), Колин МакФарлэйн (комиссар Джиллиан Б. Лоуб), Лайнас Роуч (Томас Уэйн), Ларри Холден (прокурор Карл Финч), Гас Льюис (восьмилетний Брюс Уэйн), Эмма Локхарт (восьмилетняя Рэйчел Доуз), Кристин Адамс (секретарь Уильяма Эрла Джессика), Джек Глисон (мальчик), Раде Шербеджия (бездомный человек), Тим Бут (Виктор Зас), Илисса Фрадин (Барбара Гордон), Эндрю Плевин (полицейский), Джереми Теобальд (техник департамента воды), Джош Нолан (Фредерикс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.01.2022
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Ретроспективно коммерческие показатели «Бэтмена: начала» могут показаться ещё скромными, поскольку фильм занял по итогам сезона «всего лишь» седьмое место в национальном кинопрокате ($205,3 млн. кассовых сборов) и девятое ($371,8 млн.) – в общемировом. Даже среди проектов Warner Bros. – только третье! Разумеется, смешно сомневаться в том, что финансовые вложения1 со временем надёжно окупились, в том числе – благодаря выпуску продолжений. Картина ознаменовала собой по-настоящему важный этап в процессе стремительного порабощения медиаиндустрии кинокомиксами, причём инициативу вскоре перехватит другая кинокомпания – Walt Disney Pictures. Кристофер Нолан, отказавшись от идеи снимать очередную (пятую по счёту) часть ленты Тима Бёртона, сделал ставку на радикальное переосмысление детища Боба Кейна. Не просто показал обстоятельства рождения Бэтмена, но обратился к истокам формирования характера Брюса, которому, повзрослевшему, предстоит побороть полученную в детстве фобию (боязнь летучих мышей), но также и прийти к осознанию, что месть за убийство родителей не тождественна, что ни говори, жажде справедливости.
Приглашение английского режиссёра и кинодраматурга, привлёкшего в соавторы по написанию сценария Дэвида С. Гойера – известного специалиста по графическим романам, оказалось безошибочным решением. Ему удалось добиться вполне органичного сочетания своих, скажем так, авангардистских пристрастий с умением необычайно эффектно и увлекательно (увлекательно для многомиллионной аудитории!) рассказывать истории. Кристофер уделил повышенное внимание изобразительному ряду, представив Готэм-сити давно пережившим период расцвета – пребывающим в состоянии медленного, но верного движения в пропасть. Неслучайно же Лига Теней, продолжая давнюю традицию, приговорила мегаполис к уничтожению подобно тому, как подстроила падение Рима и Константинополя, организовала мощный пожар в Лондоне (имеются в виду драматические события сентября 1666-го года). Город погряз в коррупции и криминале (колоссальная власть мафиозного босса Кармине Фальконе ни для кого не секрет), а бедность достигла пугающих размеров. В этот момент Брюс и вступает в открытую борьбу с преступностью, попутно – осуществляя изящный план по возвращению контроля над бизнесом семьи Уэйнов.
Учитывая, что кинопроизведение (и не артхаусное, а коммерческое, предназначенное для широкой публики), в чёрных красках живописующее современный капиталистический мир, увидело свет минимум за три года до начала затяжного экономического кризиса, поневоле поразишься проницательности кинематографистов. И всё-таки сильнее всего в нолановской постановке запоминается личностный аспект. Расчёт на то, что Лиам Нисон будет по привычке ассоциироваться в сознании зрителей с сугубо «положительными» героями, сработал безукоризненно. Ра’с аль-Гул тем и опасен, что одержим отнюдь не тягой к богатству или власти. Он – фанатик веры, так как искренне убеждён, что стоит на страже добра. Проблема заключается как раз в радикализме Дюкарда, бескомпромиссного и скорого на расправу – не ведающего жалости к грешникам. В сравнении с Анри Брюс раскрывается приверженцем гуманизма, прибегая к крайним мерам лишь по необходимости, когда прочие методы исчерпаны. И, кстати, активно ищет союзников среди тех, кто действует официально (не носит скрывающей лицо маски). Очень здорово сделаны эпизоды в Тибете, где Уэйн среди прочего постигает искусство ниндзюцу, кульминационный же поединок в несущемся на всех парах поезде – тем более захватывает дух.
Впрочем, не могу не заметить, что этим углубление в обозначенный личностный аспект не исчерпывается. От психоаналитических (даже, пожалуй, фрейдистских) мотивов авторы постепенно уходят в совсем мрачную область изменённых состояний сознания. Любопытно, что Киллиан Мерфи, хотя и не подошёл на заглавную роль, настолько впечатлил режиссёра, что получил партию доктора Джонатана Крейна, трансформирующегося в жуткое Пугало при помощи надеваемого на голову мешка и сильнодействующего психотропного препарата, вызывающего кошмарные галлюцинации. Свежеиспечённому супергерою в костюме летучей мыши предстоит ещё одно суровое испытание, которое бы рядовые готэмцы, конечно, не выдержали… Пожалуй, именно хитроумный руководитель лечебницы Аркхем, внешне не столь опасный, как Дюкард или даже Фальконе, выступает своего рода предтечей Джокера – ходячего воплощения хаоса, о появлении которого Джеймс Гордон, повышенный в звании с сержанта до лейтенанта полиции, сообщает таинственному соратнику под занавес.
.
__________
1 – Помимо потраченных на производство $150 млн. была выделена рекордная на тот момент сумма на рекламную раскрутку – $100 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий