Большой босс / Tang shan da xiong / The Big Boss (1971)
Другие названия: «Старший брат из Таньшани» / «Big Brother of Tongshan» (дословный перевод оригинального названия), «Кулаки ярости» / «Fists of Fury» (США), «Кулаки славы» / «Fists of Glory» (Европа), «Старший брат из Таньшани» / «Tong san dai hing» (Гонконг: название на кантонском диалекте).
Гонконг.
Продолжительность 100 минут.
Режиссёры Ло Вэй, Ча-сян Ву (без указания в титрах).
Автор сценария Ло Вэй.
Композиторы Фу-Лин Ван, Питер Томас (автор саундтрека для европейской версии).
Оператор Чин-Чу Чен.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Чен Чао-Ан (Брюс Ли) приезжает из Китая в Таиланд к своему дяде (Чиа Чин Ту), надеясь получить работу на местной фабрике по производству льда, принадлежащей Сяо Ми (Ин-Чье Хан). Однако Чен и его родственники не могли и предположить, что на самом деле является источником богатства этого влиятельного бизнесмена.
Также в ролях: Мария И (Чоу Мэй), Джеймс Тьен (Сю Чьен), Малален (мисс Вуман), Тони Лю (Сяо Чун, сын Ми), Ку Ли (А Кун, в титрах как Quin Lee), Норя Мяо (продавщица напитков, в титрах как Mao Ke-hsiu), Сан Чин (Хау Чжэ).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.05.2013
Авторская оценка 4/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Подобно тому, как у нас с лёгкой руки Дмитрия Пучкова1, больше известного под творческим псевдонимом Гоблин, появилась масса так называемых студий смешного перевода, аналогичные упражнения в остроумии на материале популярных фильмов практикуются и в англоязычных странах. Не удивительно, что одним из объектов такого рода переосмысления стал именно «Большой босс», который бы наверняка ожидало забвение, если б не участие легендарного Брюса Ли. Дело не только в слабом техническом оснащении киностудии Golden Harvest Company, неприятно поразившем актёра после нескольких лет работы в американской теле- и киноиндустрии. Даже замена режиссёра-ремесленника Ча-сяна Ву, проявлявшего, если верить членам съёмочной группы, замашки мелочного тирана и демонстрировавшего полнейшее равнодушие к кинематографическому процессу, на более талантливого Ло Вэя не гарантировало высоких художественных результатов. А спустя несколько десятилетий картина, в отличие от лучших (правда, в основном – фольклорно-исторических по тематике) гонконгских постановок того периода, кажется безнадёжно архаичной.
В первую очередь до смешного слабо проработаны характеры действующих лиц, которые ведут себя не умнее деревенских дурачков. Эпизод, когда двоюродным братьям Чена, помимо собственной воли заметившим, что внутри транспортируемых цельных кусков льда спрятаны подозрительные пакеты, предлагают войти в долю от наркобизнеса, а те отказываются, обещая молчать, можно считать, наверное, одной из самых топорных иллюстраций методов организованной преступности. И пролетарии, по-чёрному вкалывающие на фабрике, притесняемые придирчивым бригадиром, показаны настолько недалёкими, что только они и могли поверить в несуразные объяснения патрона, а классовый, с позволения сказать, мотив (к тому же, Чен приехал с материкового Китая в вестернизировавшийся Таиланд) ограничивается набором стереотипов. Даже главный герой, вроде бы проявивший – наряду с бойцовскими качествами – изрядную сообразительность, ведёт себя не слишком умно, обнаружив тайник преступников, складировавших вместе с запасами смертоносного порошка… замороженные трупы злополучных свидетелей. Да и смакование элементов сладкой жизни, которую позволяет себе делец, выглядит наивно: не помогли даже съёмки в тайском мавзолее, выдаваемом за роскошный особняк Сяо Ми. Не удивительно, что и драматические, и лирические моменты чаще всего вызывают незапланированный комический эффект.
Впрочем, на всё это моментально перестаёшь обращать внимание, как только «старший брат из Таньшани»2 забывает о данном матери обещании не применять силу – и бросает вызов приспешникам зла, невзирая на то, сколько их и чем вооружены. Брюс Ли демонстрирует не просто ловкость, молниеносную реакцию, знакомя с несколькими фирменными приёмами (вроде трёх сокрушительных ударов ногой подряд). Уже в первой «звёздной», далеко не совершенной во многих отношениях работе мастер тем не менее предстаёт самим воплощением «сражающегося духа», если воспользоваться названием одной из биографических книг о нём. Стараниями Ли становится ясна истина о том, что победитель определяется ещё до боя, и это касается даже схватки с таким сильным соперником, как авторитетный большой босс. Легко представить себе, какое впечатление произвёл феномен Брюса, если учесть, что в Гонконге лента со скромным (оцениваемым в $100 тыс.) производственным бюджетом побила коммерческие рекорды, собрав HK$3,197 млн., а вдобавок отлично3 прошла в американском прокате, где должна была – в угоду сложившейся моде – получить заголовок «Китайский связной».
.
__________
1 – От трилогии «Властелин колец» до «Антибумера».
2 – Между прочим, его прототипом послужил Чен Чу-он, борец за справедливость, живший на рубеже XIX и XX веков.
3 – Прокатная плата составила $2,8 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Оранский Игорь. Путь дракона // Техника – молодёжи. – 1990, № 2. – С. 61-62.
Кокарев Андрей. Жизнь после смерти // Собеседник. – 1988, № 47, ноябрь. – С. 15.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий