Буллит / Bullitt (1968)

Буллит / Bullitt (1968): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Буллитт» (вариант перевода названия).

США.
Продолжительность 114 минут.

Режиссёр Питер Йетс.

Авторы сценария Алан Трастман (в титрах как Alan R. Trustman), Гарри Кляйнер по роману Роберта Л. Фиша (в титрах как Robert L. Pike).

Композитор Лало Шифрин.

Операторы Уильям Э. Фрейкер.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, детектив, триллер

Краткое содержание
Лейтенант Фрэнк Буллит (Стив МакКуин) и его коллеги, сержант Ваччине Дельгети (Дон Гордон) и детектив Карл Стэнтон (Карл Райндел), получают приказ обеспечить круглосуточную охрану Джонни Россу, который является ключевым свидетелем у амбициозного политика Уолтера Чэмберса (Роберт Вон). До публичных слушаний в подкомитете Сената по делу организованной преступности осталось не так долго — всего три дня, однако за это время может произойти много неприятных сюрпризов.

Также в ролях: Жаклин Биссет (Кэйти), Саймон Оукленд (капитан Сэм Беннетт), Норман Фелл (капитан Бейкер), Роберт Дюваль (Вайссберг), Георг Стэнфорд Браун (доктор Уиллард), Вик Тэйбек (Пит Росс, в титрах как Victor Tayback), в эпизодах Джоанна Кэссиди (без указания в титрах), Сэм Эдвард (озв., без указания в титрах), Сюзанн Сомерс (без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.10.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Буллит / Bullitt (1968): кадр из фильма
Детектив-интеллектуал

Трудно поверить, но в первой версии сценария, основанного на романе «Немой свидетель» /1963/ Роберта Л. Фиша (Роберт Л. Пайк – псевдоним) и писавшегося в расчёте на актёра-ветерана Спенсера Трейси, эпизод затяжного преследования Буллитом наёмных убийц, пытающихся скрыться на Dodge Charger 440 Magnum 1968-го года выпуска, отсутствовал. Лишь когда права приобрели Стив МакКуин и Филипп Д’Энтони, соответствующий фрагмент был добавлен – с одновременным перенесением действия из Бостона в Сан-Франциско. Более того, прославленный актёр, чьё увлечение автомобилями и мотоциклами давно стало притчей во языцех, лично утвердил кандидатуру англичанина Питера Йетса под впечатлением от аналогичной сцены в картине «Ограбление» /1967/. А прозорливый продюсер, оценив незаурядный коммерческий успех проекта1, позднее дважды2 бросал вызов самому себе, неизменно поднимая для Нового Голливуда планку зрелищности и сделав отмеченные размахом и драматизмом погони обязательным атрибутом криминальных и полицейских боевиков, триллеров, детективов, даже комедий. Всего десять минут – а по сей день невозможно оторваться от экрана, с замиранием сердца наблюдая за редкостной настойчивостью блюстителя закона, несущегося на огромных скоростях на верном Ford Mustang по виляющим улочкам города, раскинувшегося на холмистой местности, с твёрдым намерением не упустить подозреваемых. Съёмки заняли три недели, и не меньшей искусности потребовал монтаж, в значительной степени, надо полагать, обусловивший вручение премии «Оскар» Фрэнку П. Келлеру.

Буллит / Bullitt (1968): кадр из фильма
Важное решение

Впрочем, зрительский ажиотаж было бы несправедливо сводить к обрисованному выше, всё-таки частному аспекту. Режиссёру, как минимум, не откажешь в мастерском закручивании детективной интриги, в умении поддерживать напряжение на протяжении повествования. С нетерпением ждёшь, куда заведёт спешно проводимое расследование Фрэнка, которому, как искушённому, привыкшему ничему не удивляться, отчасти очерствевшему душой (вспомним, как он пытается утешить Кэйти, случайно увидевшую место преступления – убийства свидетельницы) профессионалу, интуиция подсказывает: дело здесь нечисто. Но, вне всякого сомнения, ещё любопытнее и важнее то обстоятельство, что МакКуин вообще согласился, к удивлению поклонников, с несомненной теплотой изобразить сотрудника правоохранительных органов (а не, скажем, охотника за наградами, как в телесериале «Взять живым или мёртвым» /1958-61/), от которых натерпелся в бурной молодости. Вот только истинный дух бунтарства по-настоящему раскрывается отнюдь не в юности, когда хочется усилием воли изменить несправедливый мир, а в зрелом возрасте, методично, ежедневно, по-будничному поверяемый житейскими обстоятельствами. Чэмберс раз за разом (сначала осторожно, затем угрозами, наконец, щедрыми посулами) пытается склонить несговорчивого лейтенанта к сотрудничеству, не догадываясь, что тем самым – укрепляет того в подозрении, что высокопоставленный политик сам нечист на руку, действуя в интересах мафии. По иронии судьбы, роль, ставшая предметом особой гордости Роберта Вона, сыграла с ним злую шутку несколькими годами позже, когда актёр решил податься в политику и обнаружил, что не в состоянии завоевать доверие избирателей, у которых ассоциировался с респектабельным на вид и влиятельным коррупционером. Пробивной, точно пуля (по-английски «the bullet»), Буллит потому и завоевал огромные симпатии у Америки, находившейся, хочется сказать, на пике гражданской активности, что ни в грош не ставит материальные блага и карьеру, отдавая безусловное предпочтение тому, что действительно ценно: долгу, чести, любви к женщине. Его сила – в моральном превосходстве, а не, допустим, в виртуозном владении оружием, хотя в исходе лихой дуэли с Россом в аэропорту почти не сомневаешься.

.

__________
1 – При бюджете $5,5 млн. прокатная плата составила $19 млн. (при кассовых сборах $42,3 млн.).
2 – В тоже классическом «Французском связном» /1971/ и менее удачной ленте «От семи лет и выше» /1973/.

Прим.:  рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Звегинцева Ирина. Стив Маккуин. Право на суд // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 81.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+