Человек на крыше / Mannen på taket (1976)

Человек на крыше / Mannen på taket (1976): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Человек на крыше» / «The Man on the Roof» (международное англоязычное название).

Швеция.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр Бу Видерберг.

Автор сценария Бу Видерберг по роману Май Шёвалл и Пера Валлё.

Композитор Бьорн Й-сон Линд.

Операторы Пер Челльберг, Одд Гер Сэтер.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер

Краткое содержание
Отставной комиссар полиции Стиг Нюман зверски умерщвлён в больничной палате посреди ночи. Спешно прибывший на место происшествия комиссар Мартин Бек (Карл Густав Линдстедт), сотрудник Отдела по расследованию особо важных преступлений, надеется по горячим следам идентифицировать личность убийцы и, если повезёт, арестовать его. В ходе проверки удаётся установить, что покойный не был идеальным блюстителем закона — но ни одна из многочисленных жалоб на него не получила подтверждения. Бек решает попытаться найти тех, кто мог затаить на Нюмана обиду.

Также в ролях: Свен Воллтер (Леннарт Колльберг), Томас Хеллберг (Гунвальд Ларссон), Хакан Сернер (Эйнар Ронн), Ингвар Хирдвалл (Аке Эрикссон), Беллан Роос (госпожа Эрикссон), Гус Дальстрём (господин Эрикссон), Харальд Хамрелл (Стефан Нюман), Биргитта Вальберг (госпожа Нюман), Карл-Аксель Хайкнерт (Пальмон Харальд Хульт), Эва Ремэус (жена Колльберга), в эпизоде Йохан Видерберг (сын Колльберга, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.03.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Человек на крыше / Mannen på taket (1976): кадр из фильма
Убийство на глазах у ребёнка

Позволю себе не согласиться с распространённым мнением, что к середине 1970-х Бу Видерберг отошёл от принципов, с вызовом продекларированных в начале кинематографической карьеры и затем – блестяще реализованных в ряде постановок, поднимавших многие злободневные социальные и политические вопросы. Конечно, остросюжетный детектив всегда вызывал повышенный интерес у зрителей, и «Человек на крыше», обошедшийся в производстве в существенную по меркам скандинавской кинематографии сумму (SEK 3,9 млн.), действительно вызвал ажиотаж широкой публики. Более того, оставался самым коммерчески успешным1 проектом, реализованным при участии Шведского киноинститута, вплоть до «Фанни и Александра» /1982/ Ингмара Бергмана. Но уже то обстоятельство, что источником вдохновения для режиссёра-сценариста, взявшего за основу роман «Отвратительный человек из Сэфле» /1971/, послужил «Французский связной» /1971/, красноречиво само по себе. Да и не являлось секретом, что на творчество супругов Май Шёвалл и Пера Валлё, чьи работы (особенно детективы из цикла о комиссаре Беке) снискали международное признание и часто экранизировались, в том числе в Голливуде, заметное влияние оказали их марксистские убеждения.

Человек на крыше / Mannen på taket (1976): кадр из фильма
Комиссар Бек на улице

Видерберг, бесспорно, демонстрирует отменное владение законами жанра. Так, завязка по производимому шоковому воздействию (на семь дублей ушло порядка восьми литров свиной крови) не уступает самым эффектным сценам из итальянских «джалло». А кульминация, когда засевший на крыше высотного здания в центре Стокгольма преступник, вооружённый ручным пулемётом Джонсона и армейским карабином с оптическим прицелом, играючи отбивает штурм бойцов спецподразделений (особенно поражают кадры крушения повреждённого меткими выстрелами вертолёта), могла бы стать предметом гордости и для «фабрики грёз». Про продуманную, держащую в напряжении детективную интригу излишне и упоминать… Но для большинства создателей похожих кинопроизведений «Человек на крыше» (как и упомянутая лента Уильяма Фридкина, как и мини-сериал «Противостояние» /1985/ Семёна Арановича) остаётся недосягаемой вершиной даже не по этим причинам.

Человек на крыше / Mannen på taket (1976): кадр из фильма
Во время перестрелки

«Фильмы должны изображать не только конфликты между людьми, но и условия их жизни: как эти люди живут, что они едят, где работают – и ставить проблему ценности и ответственности человека так, как она встаёт в его социальной среде». Художественное кредо2 кинематографиста позволяет лучше понять, как авторам удалось добиться столь сильного результата, как будто нам поведали не об обстоятельствах очередного (пусть сенсационного) расследования, а об устройстве самого общества, в первую очередь – о многосложной функции, исполняемой правоохранительной системой. Небольшие, как бы необязательные зарисовки (краткий диалог Мартина с задержанным демонстрантом, отсидевшим положенные шесть часов, мельком показанный быт супругов Колльберг, разговор по душам с Хультом и т.д.) на поверку служат важными для целостной картины штрихами. И мотивация Аке, которого удаётся увидеть лишь вскользь, тем не менее не остаётся для нас загадкой. Вслед за Шёвалл и Валлё Бу указывает на опасности, таящиеся в Шведской модели (в современном государстве социал-демократического типа), которая, даже будучи шагом вперёд по сравнению с собственно капиталистическим строем, всё-таки далека от идеала. В случае с Эрикссоном стечение негативных событий (от смерти супруги по халатности Нюмана до действий работников службы по опеке и попечительству, забравших ребёнка) превысило некую критическую массу, привело к срыву и, по сути, спровоцировало жёсткую ответную реакцию отчаявшегося человека. Однако гораздо хуже, что события, послужившие причинами преступлений, не могут быть охарактеризованы исключительными – напротив, давно вошли в повседневную практику.

.

__________
1 – Посещаемость составила 742 тысячи человек, кассовые сборы – SEK 10,78 млн.
2 – Цит. по: Рязанова О.Э. Скандинавские кинорежиссёры. Биофильмографический справочник. – М.: НИИ киноискусства, 1996. – С. 89.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+