Четвёртая война / The Fourth War / La quatrième guerre (1990)

Четвёртая война / The Fourth War / La quatrième guerre (1990): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «4-ая война» / «4-я война» (варианты перевода названия).

США, Канада.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Джон Франкенхаймер.

Авторы сценария Стивен Питерс, Кеннет Росс по роману Стивена Питерса.

Композитор Билл Конти.

Оператор Джерри Фишер.

Жанр: драма, триллер

Краткое содержание
1988-й год, граница между ЧССР и ФРГ. Джек Ноулс (Рой Шайдер), полковник армии США, ветеран вьетнамской войны, возмущён действиями чехословацких пограничников, хладнокровно, по его мнению, расстрелявших нарушителя. В отместку он незаконно и втайне от командования проникает на территорию противника, где устраивает шумные (но обошедшиеся без человеческих жертв) диверсионные акции. Это заставляет полковника Валачева (Юрген Прохнов), прошедшего Афганистан, принять жёсткие ответные меры.

Также в ролях: Тим Рейд (подполковник Кларк), Лара Харрис (Елена), Гарри Дин Стэнтон (генерал Хэкуорт), Дейл Дай (сержант-майор), Уильям МакДональд (капрал военной полиции), Дэвид Пэлффи (солдат).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.02.2015

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Четвёртая война / The Fourth War / La quatrième guerre (1990): кадр из фильма
Враги-соперники

При поверхностном (так сказать, вполглаза) взгляде на «Четвёртую войну» ленту немудрено причислить к пропагандистским поделкам. Наличествуют все формальные признаки: натурные съёмки проводились вовсе не там, где разворачивается действие (а в заснеженной канадской провинции Альберта), упоминаются такие «актуальные» проблемы, как диссиденты и перебежчики из социалистического блока, актёры говорят на ломаном русском языке и т.д. И бравый американский полковник, у которого не задалась семейная жизнь и который вечно конфликтует с вышестоящими офицерами, конечно, не должен ударить в грязь лицом, порываясь лично наказать «коммуняк», ненавистных ещё со времён Вьетнама. Но по мере развития сюжета (Стивен Питерс написал сценарий – совместно с более опытным1 Кеннетом Россом – на основе собственного неопубликованного романа) возникает всё больше моментов, не отвечающих голливудской пропаганде. Валачев, безусловно, всласть подразнил американцев, эффектно погарцевав на вертолёте в непосредственной близости у государственной границы, а без игры с нарушителем в кошки-мышки и его последующего убийства можно было обойтись. Однако не кто иной, как генерал Хэкуорт пытается предостеречь протеже от поспешных выводов, резонно замечая, что русским вообще-то не присуща бессмысленная жестокость, что желающие покинуть Восточную Европу преспокойно перебираются на Запад по отлаженным каналам – и что нарушитель вполне мог оказаться особо опасным преступником. И это – только начало.

Четвёртая война / The Fourth War / La quatrième guerre (1990): кадр из фильма
Диверсант, понимаешь!..

Джон Франкенхаймер, к счастью, не забыл опыт собственной антимилитаристской притчи «Семь дней в мае» /1964/, равно как и «Маньчжурского кандидата» /1962/, в котором охранительный пафос тесно переплетался с ощущением лёгкой абсурдности (на грани паранойи!). Якобы сама судьба ниспосылает Джека на помощь красивой чешке Елене, рассказывающей душещипательную историю участия в подпольном революционном движении (само собой, боровшемся сугубо мирными средствами – листовками – против оккупации) и попыток вернуться обратно на Родину, к маленькому сыну. Лишь позже выяснится, что девушку специально (сделав ставку на расхожие стереотипы оппонента) подослал к нему Валачев. Проницательнее же всех оказывается, бесспорно, упомянутый выше генерал (немного необычная роль для Гарри Дина Стэнтона), прекрасно понимающий, что движет обоими полковниками, лелеющими в душе чувство обиды на сверхдержавы, не оценившие жертв: пролитой крови и потерянных на поле брани друзей. Но чем сильнее затягивает болото противостояния, тем яснее становится, что заочный конфликт не может исчерпаться сам собой: от снежка не так уж далеко до схватки врукопашную не до первой крови – не на жизнь, а на смерть. В финале авторов, скорее, хочется пожурить за то, что они приняли (в пику создателям какого-нибудь «Красного скорпиона» /1988/, по-прежнему отстаивавшим глупые антисоветские клише) за чистую монету «перестройку» и искренне старались предупредить о потенциальной опасности, поджидающей со стороны «ястребов» в погонах по обе стороны «железного занавеса». Вольная цитата высказывания Альберта Эйнштейна, заметившего, что не знает, чем будут вести третью мировую войну, зато точно знает, чем – четвёртую (палками и камнями), должна придать картине дополнительную остроту. Практика показала, что истинная опасность кроется не в офицерах. Да и зрители в целом отнеслись к размышлениям кинематографистов прохладно2.

.

__________
1 – Если в активе первого значился лишь телефильм, то второй – мог похвастаться участием в сочинении трёх умных политических триллеров (тоже экранизаций).
2 – При бюджете CAD 22 млн. кассовые сборы составили $1,3 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 8. – С. 31.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+