Дело о пеликанах / The Pelican Brief (1993)

Дело о пеликанах / The Pelican Brief (1993): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Досье «Пеликан» / «Пеликанье досье» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 141 минута.

Режиссёр Алан Пакула.

Автор сценария Алан Пакула по роману Джона Гришэма.

Композитор Джеймс Хорнер.

Оператор Стивен Голдблатт.

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Страну облетает новость об убийстве сразу двух судей Верховного суда США. Дарби Шоу (Джулия Робертс), студентка Школы права Тулейнского университета, на основе доступных материалов разрабатывает версию, которую её преподаватель и любовник Томас Каллахан (Сэм Шепард) отсылает своему другу Гэвину Верхику (Джон Хёрд), юристу из ФБР. Проходит немного времени — и на них совершается покушение, в котором Дарби по чистой случайности остаётся жива, а Томас погибает. Единственный, кому мисс Шоу может доверять, – Грэй Грэнтем (Дензел Вашингтон), журналист Washington Herald, проводящий собственное расследование громкого преступления.

Также в ролях: Тони Голдуин (Флетчер Коул), Джеймс Сиккинг (директор ФБР Дентон Войлес), Уильям Атертон (Боб Гмински), Роберт Калп (Президент), Стэнли Туччи (Хамел), Хьюм Кронин (Джастис Розенберг), Джон Литгоу (Смит Кин), Энтони Хилд (Марти Велмано), Николас Вудесон (Стамп), Синтия Никсон (Элис Старк).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.10.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Дело о пеликанах / The Pelican Brief (1993): кадр из фильма
Грэй планомерно копает

Джон Гришэм наверняка остался благодарен судьбе не только за то, что Джулия Робертс, служившая беллетристу своеобразным прототипом (образ умненькой Дарби был «списан» именно с этой популярной актрисы), дала согласие на главную роль в экранизации сразу после прочтения одноимённого романа1 – ещё до ознакомления со сценарием. Редкостной удачей стало и участие Алана Пакулы, который помимо того, что осуществил постановку, – лично адаптировал литературный первоисточник и исполнил функции продюсера. По сути, признанный режиссёр получил возможность сотворить нечто среднее между лентой «Заговор «Параллакс» /1974/, ставшей одной из самых заметных в волне кинопроизведений о теориях заговоров, и «Всей президентской ратью» /1976/, посвящённой расследованию журналистами заговора подлинного, а не вымышленного. В «Деле о пеликанах» рассматривается гипотетическая ситуация, грозящая если не подрывом самих основ западной демократии, то по меньшей мере – громким скандалом, однако сюжет развивается таким образом, чтобы у зрителей не возникло и тени сомнения в хроникальном характере излагаемых событий. Разве что Стэнли Туччи несколько переигрывает, купаясь в роли наёмного убийцы, слегка бравирующего своим профессионализмом и словно вытравившего все лишние эмоции.

Дело о пеликанах / The Pelican Brief (1993): кадр из фильма
Она разгадала тайну

Насколько Пакуле удалось реализовать замысел? В принципе, результат оказался неплохим – во всяком случае радужные надежды на успех фильма, собравшего (при весьма и весьма внушительном производственном бюджете $45 млн.) $195 млн. в мировом кинопрокате, полностью оправдались. Более того, упрёки в адрес авторов в том, что Грей из белого превратился в темнокожего (к слову, нечто подобное произошло и с полицейским Смитом, персонажем другого бестселлера – «Восходящее солнце»), и в сознательном нежелании вводить романтическую составляющую в отношения Шоу и Грэнтема, представляются несостоятельными. Скорее, не очень хорошо то, что сам подход вынудил Алана довольствоваться известной половинчатостью, опасаясь, как бы не был нарушен хрупкий баланс – и история не показалась с одной стороны скучноватой, а с другой – не слишком правдоподобной. К тому же, Робертс всё-таки не производит впечатление не просто талантливого юриста-самородка, но самоотверженной, смелой женщины, способной, чудом уцелев, бросить вызов могущественной системе. Дензел Вашингтон, существующий на экране в более сдержанной манере, гораздо убедительнее в образе искушённого и неподкупного журналиста, причём приглашение Джона Литгоу дополнительно способствует созданию саспенса, заставляя гадать: нет ли здесь отсылки к их предыдущей совместной работе – «Рикошету» /1991/?! За развёртыванием интриги следишь с большим интересом, хотя… почти не сомневаешься, что ближе к финалу угроза будет ликвидирована в полном объёме, справедливость и работоспособность государственных институтов – восстановлены. Мол, не время для сомнений в преимуществах строя, позволившего Соединённым Штатам стать единственной сверхдержавой планеты!

.

__________
1 – Опубликован издательством Doubleday в 1992-м году.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Человек с обложки. Джулия Робертс // Ровесник. – 1994, № 7. – С. 2.
Фикс Сергей. «Клиент» «Фирмы» // Экран. – 1996, № 5. – С. 38-39.
Караваев Дмитрий. Не «просто Джулия» // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 20. – С. 32-37.
Эшпай В. Американская видеоколлекция // Видео-Асс SUNRISE. – 1994, № 01. – С. 44-46.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+