Восходящее солнце / Rising Sun (1993)

Восходящее солнце / Rising Sun (1993): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 97 минут.

Режиссёр Филипп Кауфман.

Авторы сценария Филипп Кауфман, Майкл Крайтон, Майкл Бэйкс по роману Майкла Крайтона.

Композитор Тору Такемицу.

Оператор Майкл Чэпмэн.

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, триллер, фильм действия

Краткое содержание
На вечеринке, устроенной корпорацией Nakamoto по случаю планируемой сделки по приобретению крупной американской компании, ведущей разработки в сфере высоких технологий, происходит убийство Черил Линн Остин (Татьяна Ратиц) — девушки, работающей в службе эскорт-услуг. Расследование поручают лейтенанту Уэбу Смиту (Уэсли Снайпс), в помощь которому отряжают капитана Джона Коннора (Шон Коннери), специалиста по японскому менталитету.

Также в ролях: Харви Кейтель (лейтенант Том Грэм), Кэри-Хироюки Тагава (Эдди Сакамура), Кевин Андерсон (Боб Ричмонд), Мако (Ёсида-сан), Рэй Уайз (сенатор Джон Мортон), Стэн Эги (Исихара), Стэн Шоу (Филлипс), Тиа Каррере (Джинго Асакума), Стив Бушеми (Уилли «Уизел» Уилхелм), Александра Пауэрс (Джулия).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.09.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Восходящее солнце / Rising Sun (1993): кадр из фильма
Щекотливая ситуация

Майкл Крайтон в общем-то не скрывал, что в процессе написания книги «Восходящее солнце» (издана в 1992-м, став бестселлером) прототипом одного из двух ведущих действующих лиц – естественно, с похожей фамилией Коннор – избрал Шона Коннери. Но в данном случае гораздо интереснее, на мой взгляд, какие именно работы прославленного актёра вдохновляли беллетриста, а также кинодраматурга и режиссёра. Только ли роль непобедимого Джеймса Бонда, которому среди прочего доводилось, помнится, сотрудничать со спецслужбами Страны Восходящего Солнца и даже… преобразиться в японца? Или большее влияние оказали, наоборот, поздние фильмы с участием Шона?.. Вопрос отнюдь не праздный.

Восходящее солнце / Rising Sun (1993): кадр из фильма
Кохай

Самой существенной является, думаю, параллель с партией монаха-францисканца Вильгельма Баскервильского, расследующего серию убийств, совершённых в стенах бенедиктинского монастыря. Утверждаю это, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что литературоведы и эстеты, скорее всего, воспримут в штыки идею сравнивать Крайтона с Умберто Эко. Но речь не о сопоставимости художественного уровня или философской насыщенности произведений. Несмотря на очевидные различия во времени и месте действия, романы и, соответственно, их блестящие экранизации роднит принципиальный момент: успех в установлении истины зависит почти исключительно от проницательности и, если так можно сказать, культурологического кругозора следователя, причём многоопытный, могущий за себя постоять лейтенант полиции выглядит почти таким же беспомощным, как юный Адсон Мелькский, без возражений принимая отношения «сэмпай–кохай». Без этого одарённый режиссёр Филипп Кауфман, не раз демонстрировавший искусство бережной адаптации чужих текстов и, кстати, предложивший ряд важных изменений1, вряд ли взялся бы за осуществление постановки, даже если коммерческий резонанс2 был практически гарантирован.

Восходящее солнце / Rising Sun (1993): кадр из фильма
Сэмпай

Словами и поступками Коннора авторы словно стремятся заострить мысль о том, что все мы независимо от желания и степени осознания данного обстоятельства существуем – наряду с осязаемым физическим миром – во Вселенной смыслов, задаваемых культурой. А при взаимодействии (особенно в щекотливых ситуациях, грозящих далеко идущими последствиями) людей, воспитанных в разных обществах, аспект приобретает исключительную значимость. Незлобиво пародируя наставника, доказавшего незаменимость своих знаний и навыков при общении с сотрудниками Nakamoto, Уэб с лёту находит общий язык с обитателями «чёрного» квартала, которые помогают избавиться от преследователей. Но процесс, разумеется, намного сложнее, естественным образом распространяясь на ключевые экономические, научно-технологические, политические сферы. И сенатор Мортон, публично выступающий против продажи корпорациям из Страны Восходящего Солнца стратегических компаний, и лейтенант Грэм, не скрывающий недовольства проникновением японцев в США, на поверку оказываются, скажем деликатно, не без греха, прикрывая показным ура-патриотизмом собственные предосудительные деяния. Только Кауфман вслед за Крайтоном не ограничивается обличительным пафосом, прозрачно намекая, что представления о продажности американской элиты (шире – элиты всего Запада) не так уж далеки от истины и что эта, сугубо внутренняя проблема представляет национальной безопасности куда большую угрозу, нежели тихое «жёлтое нашествие». Напрасно Смит скептически относится к словам Асакумы о принятой её соотечественниками практике, когда невинный человек, демонстрируя преданность, берёт на себя вину руководителя. Так удалось ли блюстителям порядка реконструировать картину произошедшего – или правда, невзирая на все усилия и жертвы, останется недостижимой подобно трупу, замурованному в бетонном остове офисного центра?..

.

__________
1 – В частности, возражения соавторов по написанию сценария вызвало решение сделать напарника Коннора афро-американцем.
2 – При бюджете $35 млн. кассовые сборы составили $107,2 млн., из которых $63,095 млн. пришлось на национальный прокат.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Рубрика «Клуб Сергея Кудрявцева». «Фирменное» кино из Америки // Экран. – 1995, № 5-6. – С. 38-41.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+