Гарольд и Мод / Harold and Maude (1971)

Гарольд и Мод / Harold and Maude (1971): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Хэролд и Мод» / «Харолд и Мод» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Хэл Эшби.

Автор сценария Колин Хиггинс.

Песни Кэта Стивенса.

Оператор Джон Алонзо.

Жанр: комедия, драма, мелодрама

Краткое содержание
Миссис Чейзен (Вивиан Пиклз) успела привыкнуть к жестоким розыгрышам своего сына Гарольда (Бад Корт, номинация на «Золотой глобус»), имитирующего акты суицида. Она считает, что отпрыску пора жениться, и организовывает свидания с перспективными девушками, найденными через брачное агентство. Молодой человек случайно знакомится с семидесятидевятилетней дамой Марджори Чэрдин (Рут Гордон, номинация на «Золотой глобус»), ведущей себя эксцентрично, а главное, излучающей задор и жизнелюбие. Отношения Гарольда и Мод постепенно становятся всё более тёплыми и глубокими…

Также в ролях: Сирил Кьюсак (Глаукус), Чарльз Тайнер (дядя Виктор), Эллен Гир (Саншайн Доре), Эрик Кристмас (священник), Г. Вуд (психиатр), Том Скерритт (патрульный, в титрах как M. Borman), в эпизодах (без указания в титрах) Хэл Эшби (бородатый человек, рассматривающий модель поезда), Кэт Стивенс (человек на похоронах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.12.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Гарольд и Мод / Harold and Maude (1971): кадр из фильма
Навстречу ветру

Даже по меркам набиравшего силу Нового Голливуда, мастера которого (Майк Николс в «Выпускнике» /1967/, Роберт Олтмен в «Холодным днём в парке» /1969/, Питер Богданович в «Последнем киносеансе» /1971/) неоднократно обращались к теме интимных отношений юношей с женщинами гораздо старше по возрасту, фильм показался, по-видимому, чересчур смелым. Страшно вообразить себе, что было бы, если б руководство Paramount Pictures не наложило запрет на съёмку откровенной любовной сцены!.. «Гарольд и Мод» довольствовались очень скромными коммерческими результатами ($1,1 млн. прокатной платы), окупив производственный бюджет, оцениваемый в $1,2-1,3 млн., десятилетием с лишним позже – благодаря постепенно приобретённому «культовому» статусу. В одном из немецких кинотеатров (под названием «Galerie Cinema», расположен в Эссене) лента значится в репертуаре с июня 1975-го и по сей день – исключение составил лишь период карантина в 2020-м. Да и Колин Хиггинс всё равно остался доволен тем, что дебютный1 сценарий мало того что оказался реализован, так ещё послужил основой для пьесы, не без успеха шедшей на сцене разных стран. Между прочим, спектакль Жана-Луи Барро был показан в рамках гастролей в СССР (на подмостках МХАТа!), о чём оставил любопытные заметки Анатолий Эфрос.

Гарольд и Мод / Harold and Maude (1971): кадр из фильма
Романтичная пара

Хэл Эшби уже первой постановкой (близким в жанровом плане «Домовладельцем» /1970/) заявил о наличии самобытного стиля, о готовности обращаться к «неудобным» вопросам, а прежде всего – об искреннем интересе к новым веяниям. Будучи зрелым человеком, он без иллюзий взирал на представителей подрастающего поколения. В Гарольде, конечно, импонирует нежелание вписываться в сытое и скучное бытование, но типичный подростковый бунт принимает странную форму. Миссис Чейзен по-своему успела привыкнуть к эпатажным выходкам сыночка, то «вешающегося», то якобы пускающего себе кровь из вен, и нисколько не сомневается, что сумеет наставить того на путь истинный. Если надо, организует свадьбу с порядочной девушкой (служба знакомств, как говорится, в помощь) или даже отправит в армию, дабы он последовал вдохновляющему примеру бравого дяди-генерала. А психиатр тем временем фиксирует у пациента тревожные суицидальные наклонности…

Гарольд и Мод / Harold and Maude (1971): кадр из фильма
Как мило…

Впрочем, Эшби и Хиггинс не упускают шанса язвительно пройтись по фрейдизму, вложив в уста изумлённому мозговеду слова удивления по поводу диковинной разновидности эдипова комплекса, когда место матери заняла бабушка. Ещё забавнее слышать рассуждения священника, не скрывающего отвращения от одной только мысли о плотских утехах юнца со старушкой. Во избежание упрёков в ханжестве авторы чётко дают понять, что отношения Гарольда с Мод действительно переросли дружбу и даже платоническую любовь – что заявление Чейзена о намерении сочетаться законными узами брака с избранницей, готовящейся разменять восьмой десяток лет, не являются капризом или очередной попыткой шокировать благочинных взрослых. Всё серьёзно. И когда он слышит от женщины признание в намерении покинуть наш бренный мир на очередной день рождения, ужас парня не описать. В свете трагической новости, сообщённой врачами, безутешный возлюбленный точно бросится со скалы!..

Гарольд и Мод / Harold and Maude (1971): кадр из фильма
Момент истины

Разумеется, не нужно обладать особой проницательностью, чтобы понять, что внешней (экстравагантной мелодраматической) линией суть кинопроизведения не исчерпывается. Колина, а следом и Хэла (кстати, не преминувшего отметиться в камео в качестве посетителя ярмарки развлечений) явно заинтересовал парадокс ситуации, когда старость учит молодость радости бытия. На фоне проделок Мод, запросто заимствующей чужие автомобили, спасающей деревце от затхлой атмосферы мегаполиса и преспокойно уезжающей от патрульного, выходки Гарольда покажутся плоскими, неумными, бедными на фантазию. Пожилая, но юная душой дама не позволяет себе прожить ни дня без борьбы и творчества, заражая энергией незрелого мизантропа, мнимого самоубийцу. И даже когда наступает время отправиться в путешествие, из которого не возвращаются, это не выглядит капитуляцией! После такого урока Чейден точно распрощается с дурной привычкой дразнить смерть… Создатели фильма намеренно не сообщают подробностей о прошлом Чэрдин, ограничиваясь туманными упоминаниями о заслугах перед движением суфражисток. Вместе с тем деталь, не ускользающая от внимательного взора юноши, – вытатуированный на руке порядковый номер, выдающий в Мод узницу нацистского концентрационного лагеря, говорит о многом… Если уж на то пошло, ключ к поведанной истории дают методы не Зигмунда Фрейда, а Виктора Франкла, предложившего концепцию логотерапии. Вот и деятели Нового Голливуда, включая Хэла Эшби, останутся в анналах киноискусства не только благодаря новациям в области киноязыка, но и по той причине, что занялись поиском смысла существования – смысла существования конкретных индивидов и общества в целом.

.

__________
1 – Изначально написанный в качестве дипломной работы по итогам обучения в киношколе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+