Геркулес / Hercules (1997)

Геркулес / Hercules (1997): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Геракл» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 93 минут.

Режиссёры Рон Клементс, Джон Маскер.

Авторы сценария Рон Клементс, Джон Маскер, Дон МакИнери, Боб Шоу, Ирен Меччи, авторы сюжета Каан Кэлйон, Келли Уайтмэн, Рэнди Картрайт, Джон Рамирес, Джефф Сноу, Вэнс Джерри, Кирк Хэнсон, Тамара Лашер, Фрэнсис Глебас, Марк Кеннеди, Брюс Моррис, Дон Доэрти, Том Энрикес.

Композитор Алан Менкен (номинация на «Оскар» композитора Алана Менкена и автора текста Дэвида Зиппела за песню Go The Distance).

Оператор Расул Аджани.

Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, комедия, семейный фильм, кинофантазия, мюзикл, мелодрама

Краткое содержание
Аид (озв. Джеймс Вудс), вынашивающий план захватить власть на Олимпе, подсылает к Гераклу (озв. Джош Китон, вокал Роджер Барт), новорождённому сыну Зевса (озв. Рип Торн) и Геры (озв. Саманта Эггар), своих помощников Боль (озв. Бобкэт Голдтуэйт) и Панику (озв. Мэтт Фрюэр), принявших облик змей. К несчастью для него, могучий младенец выпивает не весь яд — и тем не менее становится смертным… Как сложится судьба героя?

Роли также озвучивали: Тейт Донован (взрослый Геркулес), Дэнни Де Вито (Филоктет, он же Фил), Сьюзан Иган (Мегара, она же Мег), Барбара Бэрри (Алкмена), Хэл Холбрук (Амфитрион), Пол Шеффер (Гермес), Аманда Пламмер (мойра Клото), Кэрол Шелли (мойра Лахеса), Пэдди Эдвардс (мойра Атропа), Чарлтон Хестон (рассказчик-повествователь), Патрик Пинни (циклоп), Лиллиас Уайт (Каллиопа), Ванес Тома (Клио), Шерил Фриман (Мельпомена), Лашанз (Терпсихора), Роз Райан (Талия), Кит Дэвид (Аполлон), Уэйн Найт (Деметрий), Аарон Майкл Мечик (Ификл).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.12.2023

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Геркулес / Hercules (1997): кадр из фильма
Его ждут великие дела!

Странно… «Аладдин» /1992/, ставший (и остающийся!) творческой вершиной Джона Маскера и Рона Клементса и принадлежащий к числу крупнейших достижений компании Уолта Диснея, вышел на экраны спустя три года после «Русалочки» /1989/. Казалось бы, над «Геркулесом» тандем режиссёров имел возможность работать спокойно1 (что называется, с чувством, с толком, с расстановкой), получив ещё больше времени и куда как впечатляющие финансовые и организационные возможности: производственный бюджет был увеличен аж до $85 млн. В поисках вдохновения художники ездили в Грецию и Турцию, а для разработки персонажей привлекли британца Джеральда Скарфа, прославившегося, в частности, сотрудничеством с Pink Floyd (к слову, не только на рок-опере «Пинк Флойд: Стена» /1982/). И тем не менее на сеансе нет-нет да и возникает ощущение некой поспешности художественного решения, суетливости, что ли… Вот ведь парадокс!

Геркулес / Hercules (1997): кадр из фильма
Ох, уж эти женщины…

Конечно, профессионализм создателей всё равно впечатляет, и коммерческий успех оказался пусть ниже ожидаемого, но весьма ощутимым (кассовые сборы составили $252,7 млн.). Другое дело, что попытка организовать премьеру на открытом воздухе (на расположенном в центре Афин холме Пникс) обернулась конфузом, спровоцировав недовольство греческой общественности, резонно обвинившей голливудских деятелей в циничной коммерциализации чужой культуры и истории. Полагаю, Маскеру и Клементсу ещё могли простить обилие типично постмодернистских шуток – вроде иронических отсылок к «культовым» фильмам и к бессмертной классике драматургии (например, к трагедии про Эдипа, чьих проблем действительно не пожелаешь и врагу). Хуже, что вызывает подспудное неприятие главное – выбранная трактовка характера полубога. Даже те, кто знаком с мифами не по литературным источникам (например, по хрестоматийной книге Николая Куна) или живописи, а исключительно благодаря экрану, привыкли к совсем другому Гераклу. Это касается воплощений и в игровых лентах (Стив Ривз, Рег Парк, Найджел Грин, Лу Ферриньо), и в мультфильмах – достаточно вспомнить замечательные работы Александры Снежко-Блоцкой и Анатолия Петрова.

Геркулес / Hercules (1997): кадр из фильма
Богатырская силища

Ох, уж эти американцы! Им бы и героя Эллады, олицетворение богатырской силы и доблести, чьи подвиги восславлены в веках, выставить типичным тинэйджером, из-за происков зловещего Аида потерявшим (точнее, почти потерявшим) бессмертие и воспитываемым обычными земными родителями, не подозревая, что приходится сыном Зевсу. Мало того, Джон с Роном не скрывали, что во второй – в основной – части повествования ориентировались на т.н. сумасбродные («screwball») комедии 1930-40-х, стараясь совместить грубоватый юмор с нотками романтики, поскольку неискушённый в амурных делах Геркулес едва не становится жертвой чар Мегары, вынужденно подчиняющейся повелителю подземного царства. Как-то всё это не очень вяжется с сутью образа, даже несмотря на то, что выросшему отпрыску бога грома и молний, к счастью, представляется случай продемонстрировать качества истинного воина. Бой с гидрой, а особенно кульминационное сражение с титанами, вызволенными из вечного заточения, не лишены эпического размаха. В любом случае не вызывает удивления, что экранного Геракла (в греческом варианте имя пишется так: Ἡρακλῆς) в общем-то легко затмили персонажи второго плана: говорящий голосом комика Дэнни Де Вито сатир Филоктет, предпочитающий «американизированное» обращение Фил, и Аид, которого изобретательно, с энтузиазмом озвучил Джеймс Вудс. Любопытно, что запланированное полноценное (то есть предназначенное для кинопроката) продолжение продюсеры в итоге отменили, ограничившись телесериалом и полнометражным сиквелом, вышедшим сразу на видео.

.

__________
1 – Правда, после того, как руководство не утвердило несколько других проектов, включая адаптацию гомеровской «Одиссеи».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+