Грек Зорба / Alexis Zorbas (1964)

Грек Зорба / Alexis Zorbas (1964): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Алексис Зорбас» / «Алексис Зорба» (варианты перевода названия) / «Αλέξης Ζορμπάς» (название на греческом языке), «Грек Зорба» / «Zorba the Greek» (международное англоязычное название) / «Zorbas o Ellinas» (Греция), «Зормба» / «Zormba» (Греция: альтернативное название).

Греция, США.

Продолжительность 142 минуты.

Режиссёр Михалис Какоянис (премия «Давид ди Донателло», номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Михалис Какоянис (номинация на «Оскар») по роману Никоса Казандзакиса.

Композитор Микис Теодоракис (номинации на «Золотой глобус» и «Грэми»).

Оператор Уолтер Лассали (премия «Оскар»).

Премию «Оскар» также получил Вассилис Фотопулос (художник-постановщик).

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Бэйзил (Алан Бейтс) возвращается из Англии, где прожил долгие годы и пытался найти себя на писательском поприще, на остров Крит — Родину своих предков, чтобы вступить в права наследования небольшим участком земли и расположенной там шахтой по добыче угля. К нему в попутчики, помощники и друзья навязывается Алексис Зорба (Энтони Куинн, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») — мастер на все руки и душа компании, обещающий устроить всё наилучшим образом. Как Греция встретит товарищей?

Также в ролях: Ирен Папас (вдова), Лиля Кедрова (мадам Хортенс, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»), Йоргос Фунтас (Маврадони), Сотирис Мустакас (Мимитос), Анна Кириаку (Соул), Елени Анусаки (Лола), Йорго Воягис (Павло), Такис Эммануэль (Манолакас), в эпизоде Джордж Пан Косматос (мальчик, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.04.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Грек Зорба / Alexis Zorbas (1964): кадр из фильма
Зорба поможет Бэйзилу

Именно Михалис Какоянис первым из греческих режиссёров (правда, он появился на свет на Кипре, в городе Лимассол) получил международное признание, сумев привлечь к себе внимание острой, страстной, злободневной адаптацией /1962/ софокловой «Электры». Между прочим, заглавную роль тогда исполнила замечательная актриса Ирен Папас, уроженка легендарного Коринфа, которая вновь возносится до высот трагизма, воплотив образ несчастной вдовы – красивой, гордой, неприступной и… подвергаемой жестокому гонению (вплоть до побития камнями!) со стороны односельчан именно за эти свои качества. Тем радостнее, что сорокадвухлетнему режиссёру и сценаристу удалось блестяще справиться с экранизацией прославленного романа Никоса Казандзакиса – одного из немногих писателей новейшего времени (а не периода расцвета Эллады), чей вклад в литературу признают, хочется сказать, далеко за пределами родной страны.

Грек Зорба / Alexis Zorbas (1964): кадр из фильма
Грек хоть куда

К слову, картину полюбили не только на Западе, особенно в США и Великобритании1, но и в Советском Союзе, где она вышла на киноэкраны (увы, в версии, сокращённой на 36 минут) в 1968-м году – и вызвала заметный зрительский ажиотаж. Новый политический контекст, а также искренняя симпатия, возникшая у нас к греческим гражданам, переживавшим не лучшие времена после узурпации власти «чёрными полковниками», заставил отнестись к ленте с повышенным вниманием. Какоянис, к его чести, не чуждается острой критики отдельных черт национального характера, реакционность которых ещё очевиднее в глазах Бэйзила – интеллигента, помимо прочего вынужденного принять на себя ещё и функции расчётливого дельца. («Хозяин, ты уж реши, хочешь ли быть капиталистом», – иронически замечает Зорба.) Месть вдове со стороны разъярённой толпы, проходящая в праздничный день, параллельно с торжественным богослужением, и завершающаяся подлым убийством, – явление не исключительное. Квинтэссенция мещанина ещё краше раскрывается в момент гибели мадам Ортен, когда обыватели набрасываются на наследство умирающей иностранки, с которой прожили по соседству не один десяток лет. Да и характер самого Зорбы-грека достаточно противоречив, сочетая готовность к действию, физическую и моральную силу с импульсивностью натуры, не раз приводившей к беде или, как минимум, срыву желаемых результатов. Жаль, что Энтони Куинн всё-таки не получил (в отличие от Лили Кедровой, кстати, уроженки Петрограда) премию «Оскар» за одну из фирменных своих ролей! Вместе с тем фильм проникнут неподдельной любовью к отчизне, при всех недостатках демонстрирующей завидную жизнерадостность и жизнестойкость: Алексис и Бэйзил танцуют зажигательный сиртаки в тот самый момент, когда, казалось бы, всё потеряно – и время в отчаянии заламывать руки… Что тут ещё добавить?!

.

__________
1 – Прокатная плата составила $4,4 млн., легко покрыв затраты на производство ($783 тыс.) и обеспечив ленте место в «двадцатке» лидеров сезона.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Савосин Дмитрий. Лиля Кедрова. Русская француженка с американским «Оскаром» за роль гречанки // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 30. – 87-88.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+